Сардана Ойунская — дочь, достойная великого отца

З.К.Башарина-д.ф.н, профессор СВФУ

К.Г.Башарин-д.м.н.,профессор, академик духовности РС(Я)

    В статье освещается многогранная деятельность известного учёного-фольклориста, литературоведа С.П. Ойунской по увековечиванию имени великого отца — П.А Ойунского. В 2003 году она издала книгу «Аҕам сырдык аата» («Светлое имя отца»), куда вошли поэмы, эссе, статьи и воспоминания. Сардана Платоновна создала живой человеческий облик П.А.Ойунского, который из небытия шагнул в XXI век. Книга не получила оценку учёных-литературоведов. Эта первая попытка оценки Сарданы Платоновны как творческой личности, члена союза писателей России. Сочетание академизма, ученого-исследователя с талантом писателя, свободно владеющего с двумя государственными языками — особенность книги Сарданы Ойунской. Она своей жизнью и деятельностью доказала, что является достойной дочерью великого отца.

 

     В увековечивание имени П.А.Ойунского внесли свою лепту, большой вклад его супруга Акулина Николаевна Борисова, а также младшая дочь – Сардана Платоновна Ойунская. В тяжелых условиях, с клеймом жены изменника Родины, Акулине Николаевне удалось поставить трёх дочерей: Марию, Саргылану, Сардану на ноги, привить им любовь к своему отцу и веру в правильность и справедливость дел и поступков Платона Ойунского.

Сардана Платоновна  Ойунская (1934-2007), филолог по образованию, с 1962 года до конца жизни работала с самозабвением в научном институте, созданном её отцом П.А.Слепцовым-Ойунским, и внесла огромный вклад в развитие гуманитарной науки и культуры родной республики. В 2008 году к годовщине смерти Сарданы Платоновны вышла книга воспоминаний о ней «Сырдыгынан сыдьаайан…» . Вступительную статью написала д.ф.н. Д.Е. Васильева, где глубоко раскрыт портрет Сарданы Платоновны как талантливого учёного- исследователя, фольклориста, литературоведа, верного друга, прекрасной жены, матери, бабушки. Воспоминания коллег, писателей, родных  дополняют этот многогранный образ светлой личности. Но одной книги ,конечно, недостаточно, чтоб показать титанический труд Сарданы Платоновны во всем направлениям её жизнедеятельности.

Цель доклада: раскрыть образ Сарданы Платоновны-Ойунской как творческой личности, члена Союза писателей России по книге «Аҕам сырдык аата» («Светлое имя отца»), переизданной с дополнением в 2003 году. Примечательно, что Сардана Платоновна подарила нам эту книгу с дарственной надписью: «Саха дьоно тумус туттар ытык киһитин Георгий Прокопьевич Башарин оҕолоругар, сиэннэригэр кэриэс буоллун диэн илии баттаан Былатыан кыыһа Сардана Ойунская 22.01.04 г» («Детям, внукам глубоко почитаемого ГПБашарина как завещание дарю эту книгу. Дочь Платона Сардана Ойунская» Пер.З.Б.). Эта семейная реликвия нам очень дорога, т.к. хранит частичку её большого сердца и связывает нас с ней.

Книга состоит из семи частей, уже в посвящении, обращении к читателям, логически продуманной стройной композиции, ощущается скрупулёзность, академизм учёного и талант творческого человека, свободно владеющего двумя языками. Это- особенность художественных произведений С.П. Ойунской. Очень тёплое и объективное слово-благословение к книге написал народный поэт Якутии Р.Д.Ермолаев-Багатайский, знавший её со студенческих лет с 1957-58 годов по литературному кружку «Сергеляхские огни». В первой части читатель знакомится с поэмой «Хоочугур уола Былатыан» («Сын Хочугура Платон»), где в форме олонхо воспроизведена жизнь П.Ойунского с рождения до революционной юности. В заключении поэмы под названием «Кэриэс» («Завещание») автор обращается к отцу, делясь с сокровенными мыслями о смысле жизни, преемственности поколений, бессмертии великого отца. Содержание поэмы дополняют воспоминание Сарданы Ойунской «Оспот баастар» («Неизлечимые раны») и статья Д.Д.Емельянова «Тиһэх бырастыылаһыы» («Последнее прощание» об известии в тюрьме о смерти П.Ойунского. Также в 1 главу включены «Слово об отце»-выступление Сарданы Ойунской в торжественном вечере, посвящённом 100-летию со дня рождения П.А.Ойунского в Париже штаб-квартире ЮНЕСКО, доклад Бориса Шишло «О силе якутского слова» и лирическое эссе «Разговор с отцом», где автор рассказывает о достижениях государственного Саха театра имени П.А.Ойунского, о режиссёре А.С.Борисове, артистах Симоне Федотове, Степаниде Борисовой, Анатолии Николаеве, Афанасии Федорове, Ефиме Степанове, создавшем в театре уникальный музей, о премьере спектакля «Великий Кудаҥса», о поездке в Париж, где под сводами ЮНЕСКО звучало олонхо «Ньургун Боотур», выступали известные артисты-деятели искусства И.Степанов, А.Борисова, С.Оконешников, танцевали детские ансамбли «Кыталык», «Ньургуһун» и «Туллукчаан», детский балет «Алмазы Якутии». В послесловии к эссе Сардана Платоновна написала о том, как родилось это произведение. Её молодая сотрудница театра Яна Поскачина после премьеры попросила написать статью для сборника к 60-летию драматического театра им. П.А.Ойунского. Она долго не могла понять, с чего начать её. «Сидела-сидела за письменным столом-никаких мыслей… Вскинула голову вверх и увидела портрет Папы. Вдруг, тихо пробормотала: «Здравствуй, папа..» Вот так и родилось «ключевое слово-почти на одном дыхании вышло  мажорно-лирическое эссе…»[1.c 49]. В приложении опубликована статья Ю.Васильева-Дьаргыстай, к.ф.н.. «П.А.Ойунскай үтүө аата-Турцияҕя» (Доброе имя П.А.Ойунского в Турции) о вечере, посвященном 100-летию писателя, в Анкарском университете. Он перевёл на турецкий язык 5 стихотворений П.Ойунского. Завершает 1 часть книги статья «Родословная Слепцовых-Хоочугур», и редкие фотографии с семейного альбома, иллюстрированные стихами из поэмы «Хоочугур уола Былатыан». Так, в целостном восприятии предстаёт жизнь П.Ойунского с рождения до современного периода. Во 2 части предстаёт цикл материалов под названием «Дойдум, Таатта, дорообо» («Здравствуй, родина Таатта»): поэмы, статьи, фотографии. Примечательно, что рукопись Сардана Платоновна дала на оценку народному писателю, аксакалу якутской литературы Д.К.Сивцему-Суоруну Омоллону. Он дал высокую оценку произведениям Сарданы Платоновны  отметив, мягкую образность её стихов и её прозы. Он писал: «Эта рукопись имеет для нас особое значение, как слово сердца единственной его дочери-наследницы. Поэтому при любых условиях слово его дочери должно увидеть божий свет и должно быть издано любовно и хорошо оформлено, как драгоценная реликвия . Это будет памятью сердца всех нас, поклонников чудесного таланта великого нашего национального поэта Ойунского. Суорун Омоллоон. 21.05.98» [1, с 100] такое благословение аксакала, конечно, окрылило автора на творческую деятельность. В третьей части, «Аҕам аата-сырдык кэриэс»( Имя отца- светлое завещание), в основном, перепечатка статей, опубликованных в периодической печати в разное время.

В четвертой «Аҕам үөлээннээхтэрэ»(Соратники отца) с большой теплотой раскрыто окружение П.А. Ойунского, его друзья, коллеги, близкие ему люди.  Платон Ойунский в них предстал в них как верный друг, товарищ, соратник, это было новое восприятие великого сына народа Саха.

Глубиной содержания, новизной отличается прекрасная статья «Побратимы» (100-летию М.К.Аммосова)о дружбе великих сыновей народа Саха: Максима Аммосова и Платона Ойунского. Автор находит много точек соприкосновения в их жизни и деятельности, приводит новые интересные факты-архивные документы, телеграммы,письма, свидетельствующие об их нерушимой дружбе. Добавим к сказанному Сарданой Платоновной, что их роднит даже то, что у обоих было по трое дочерей и что именно младшим дочерям: Лене Максимовне Аммосовой и Сардане Платоновне Ойунской суждено было сполна выполнить огромную миссию по увековечиванию памяти великих отцов. Ими можно гордиться так же, как их отцами. Мне особенно понравились 6 и 7 части книги, где в небольших рассказах «Кылам гыммыт дьол кыыма» , («Искорка счастья») «Сэрии»(«Война») воспроизведены яркие события детства, запечатлённые в памяти ребёнка. В приложении  даны интервью старшей сестры Марии Алексеевны Николаевой, которая стала приёмной дочерью Ойунского в 4 года и жила с ним до ареста. Также интервью Риммы Константиновны Захаровой-Соломоновой, жившей с семьёй в детстве с Ойунскими рядом на даче и в городе. Они были в близких отношениях как родственники и сохранили дружбу на всю жизнь. В заключительной 7 части «Киһи буолбут буорум-Чурапчы» («Чурапча , где произошло становление моей личности») живо, эмоционально, образно изображена жизнь семьи Ойунских с 1943 года с переезда из города в Чурапчу на родину матери. Это был переломный момент в жизни осиротевшей семьи. Только это мудрое решение матери- Акулины Николаевны- сохранило семью, детей в полном здравии . Чурапчинцы встретили горожан приветливо, несмотря на неимоверные трудности военного времени, старались помочь семье Ойунского. Настолько глубоко было уважение и почтение простого народа к Платону Ойунскому. Сардана Платоновна поименно помнит всех, кто стал им опорой в те трудные годы и о каждом из них она написала рассказ-воспоминание. В рассказе «Истоки» она пишет: «С раннего детства я росла в окружении родственников мамы, как в городе Якутске, так и в Чурапче, может быть поэтому хорошо знаю родословную по её материнской линии Саввиных-Чочооловых, а её родню по отцовской-Борисовых не так уже хорошо» [1, с.266]. Особой живописностью отличается рассказ-воспоминание «Интернат», где зримо предстают картины жизни сельских детей-учащихся и учителей в базовой школе Чурапчинского педучилища. Я здесь встретила многих своих знакомых, поэтому очень интересно было узнать о том, что было мне неизвестно. Жанр этих произведений- воспоминаний можно определить как автобиографическую документальную повесть о становлении личности человека послевоенного времени советской эпохи. Поражает наблюдательность, восприимчивость, живой ум девочки-подростка, которая свободно ориентировалась в любой обстановке. Ей свойственны лидерские качества с раннего детства. Она со старшей сестрой Саргыланой училась в одном классе, хотя была на три года младше ее. Девочки очень привязаны друг к другу. Саргылана с детства была болезненной, не отлучалась от матери, может поэтому была несколько закрытой, а Сардана была очень бойкой, общительной, открытой. У ней всегда было много друзей, и примечательно, что они сохранили школьную дружбу на всю жизнь, деля вместе радости и горести. В этих рассказах Сардана Платоновна предстаёт как типичный представитель своего поколения 50-60 годов ХХ века. Чувство коллективизма, патриотизма, ответственности, трудолюбие, уважение к старшим, учителям, упорство в достижении цели отличает молодежь того времени. Впоследствии они стали цветом научной и творческой интеллигенции прошлого столетия. Их сила в неразрывной связи с родным народом. Сардана Платоновна никогда не прерывала связи с односельчанами, жила их интересами и бедами. В рассказах «Дириҥ күөл»(«Глубокое озеро») , «Кындыл» она с горечью пишет об ошибочных указах-предписаниях сверху, когда в результате укрупнения колхозов исчезли с лица земли маленькие села с плодородной землей, а затем распались большие совхозы, и сельское хозяйство оказалось в плачевном состоянии.

С любовью и теплотой написано о близком родном человеке-муже Сергее Петровиче Соловьёве в очерке «Зять Ойунского». Они были одноклассниками, знали друг друга с детства. У них общие друзья, знакомые и это, конечно, скрепляло их семейные узы. Она пишет: «Для меня Серёжа был самым нежным и ласковым большим ребёнком, друзья назвали его «атаах уол» (баловень, неженка) . Был! Такое короткое и страшное слово . Нет! Ты будешь жить вечно в наших сердцах и в памяти друзей [1.c. 327]. В послесловии книги в 2003 году, когда был дан старт году П.А.Ойунского,  Сардана Платоновна написала: «В эти дни на меня легла почётная миссия-быть живой связующей нитью между поколениями, выступать и на селе и в городе: в школах, колледжах, гимназиях, университете… Я с гордостью говорю: «Здравствуй, Папа! Ты живой! И живы, тобой оставленные песни! Дорогой читатель! надеюсь, что эта книга как-то оживит, очеловечит образ Платона Алексеевича как отца, любящего мужа, как верного друга и соратника». [1 c.327].

Да, Сардана Платоновна достигла цели, с честью и достоинством выполнила почётную миссию. Её жизнь и деятельность имеет огромное воспитательное значение как пример преемственности поколений и подтверждения вечных непреходящих ценностей , таких, как долг, верность, дружба, любовь к семье и Родине.

 

Литература

  1. Сардана Ойунская. Аҕам сырдык аата-Дьокуускай, Бичик, 2003-336 с. Цитаты даются по этому источнику, в скобках указывается страница.
  2. Сырдыгынан сыдьаайан-Дьокуускай, Бичик, 2008-144 с.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *