«Человек в Арктике: Вызовы и перспективы» В Якутске обсудили настоящее и будущее Севера

Нынешний год богат событиями, посвященными социально-экономическому развитию Арктики и году языков коренных народов мира. Очередное мероприятие в виде семинара «Человек в Арктике: вызовы и перспективы», организованное Ассоциацией КМНС РС(Я), Союзом общин Якутии, «Региональной школой управления», Институтом развития образования и повышения квалификации РС(Я) имени Донского II при поддержке Фонда Конрада Аденауэра прошло недавно в Якутске.

В работе семи сессий семинара в течение двух дней приняли участие немало якутских ученых, экспертов и общественников, в том числе наши гости — Томас Кунце, руководитель представительства Фонда Аденауэра в РФ, Светлана Липина, доктор экономических наук, РАНХиГС, Женевьева Пирон из колледжа Смит, Швейцария, Федор Луковцев, член Общественного совета при Минприроды РФ и другие.

 

ТРАНСПОРТНЫЙ  УЗЕЛ  АРКТИКИ

Автор этих строк побывал на сессии «Инфраструктурное развитие Арктики», где с основным докладом выступил Алексей Филиппов, заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РС(Я). Он рассказал о состоянии северных дорог, которыми ведает предприятие «Дороги Арктики», в частности, о строительстве автозимника от Зеленого Мыса до границы Чукотки. Более трех миллиардов рублей пойдет на реконструкцию Тиксинского и Зеленомысского морских портов. Как он сообщил, износ нашего флота составляет 75 процентов. Потому так важно сегодня реконструкция Жатайского судоремонтного завода, где будут не только ремонтировать, но и выпускать суда.

На вопрос о частных летательных аппаратах и вертолетных площадках, содержание которых возложили на муниципалитеты, Алексей Анатольевич ответил: «Да, нам нужны частные самолеты, но так называемые коммерческие вылеты строго регламентируются. Что касается вертолетных площадок, но МО получают субсидии, кроме того могут сами изыскивать средства на их содержание».

Докладчик посетовал, что часть приобретенных катеров в северных районах зачастую простаивают, потому как нет специалистов для их вождения и ремонта, нет регистрации судов в ГИМС и т.д. В качестве примера он сказал, что в Среднеколымске без дела стоит небольшой катер мощностью 700 лошадиных сил.

Правда, как заметили из зала, в Булунском районе с этим делом все в порядке. Было также информировано, что для содержания транспорта МО также получают субсидии, чтобы нанимать работников. Говорилось и о необходимости помощи недропользователей улусам, для чего нужны соглашения, юридически обоснованные документы.

Содержательные выступления были у Александра Мярина из комитета по транспорту, дорожной инфраструктуре и логистике ТПП РС(Я) и Алексея Слепцова из ИК «Бигэ», последний на слайдах показал новинки так называемой энергетики для Арктики, начиная от атомных электростанций и заканчивая солнечными панелями.

 

ЛОГИСТИКА  СНАБЖЕНИЯ  АРКТИКИ

Интерес слушателей вызвало выступление бывшего главы Булунского района Константина Шахурдина о проекте логистики снабжения северян, начиная от продуктов и заканчивая стройматериалами. Кстати, мы об этом писали в февральском номере «Илкэн».

Суть идеи такова: необходимо открыть в каждом населенном пункте заготовительные пункты, для чего нужен консорциум предприятий, задействованных на северах. Сейчас столичные предприятия на средства из госбюджета везут осенью в арктические улусы продукты и овощи. Обратная загрузка – мясо и рыба. При этом зачастую товар довозится только до райцентров, потому местные власти озабочены его доставкой до отдаленных сел.

Есть хорошая программа по строительству индивидуального жилья (ИЖС). Но не каждый селянин, тем более в Арктике, может сразу оплатить 30 процентов от стоимости жилья, к тому же срок сжатые, ведь сверху требуют отчеты. Как может оленевод или рыбак построить в таких условиях дом?! Вот почему нужны заготпункты, куда бы северяне сдавали свою продукцию, а взамен, не выезжая, покупали все необходимое для себя, в том числе и стройматериалы.

В райцентрах должны быть логистические центры, откуда будет осуществляться общее руководство наслежными заготпунктами, работающими круглый год. По словам Константина Николаевича, при правильной постановке такая работа быстро окупит себя, при этом больших финансовых вливаний при создании заготпунктов не надо, ведь туда вложатся все заинтересованные столичные конторы, причастные к Арктике. Опять же, это новые рабочие места на селе. Конечно, для реализации проекта нужны высокопроходимая техника и мелкосидящие суда, чтобы вывозить заготовленную продукцию с мест. Потому надо привлечь сюда компании, ведущие разработку и добычу недровых богатств  на северах.

У Константина Шахурдина есть готовые слайды с расчетами и цифрами по окупаемости проекта. Кстати, в феврале этого года он выступил со своей идеей на Ушаковском форуме в Москве по развитию Арктики, вызвавший интерес слушателей, к сожалению, проект пока не находит должного понимания и поддержки у региональных властей.

Как заметил модератор сессии Вячеслав Шадрин, вице-президент Ассоциации КМНС РС(Я), данный проект созвучен идее создания факториев на северных территориях, о чем не раз говорилось еще в 90-х годах прошлого столетия. Словом, Арктика наш общий дом, пора поднимать его инфраструктуру, согласились участники семинара…

 

Валентин ХОТУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *