Что главное в жизни семьи Никитиных?

В 2000 году на 125-летнем юбилее Павловской средней школы Мегино-Кангаласского  улуса мой любимый учитель физкультуры,  отличник народного просвещения РСФСР, отличник физической культуры и спорта РС (Я), Почётный гражданин Мегино-Кангаласского улуса Анатолий Никитич Осипов сказал мне такие слова: “В нашей школе есть уникальная семья. Все трое детей семьи Никитиных являются  медалистами и гордостью Павловской средней школы. И какие медалисты! Ещё крепкого советского образца! А  сами родители, мои старые, добрые коллеги, несомненно, педагоги высшей пробы, Учителя с большой буквы, скромные и самоотверженные труженики. О таких семьях нужно обязательно писать и рассказывать людям. Как журналист возьми себе это на заметку!” Для меня советы и наставления моих  дорогих учителей всегда незыблемы! Но всему свой срок. Как говорится, большое видится на расстоянии. И должно было пройти время, чтобы появилась эта публикация.

Все  дети Никитиных – серебряные медалисты Павловской средней школы, которая в эти дни отмечает 145-летний юбилей. Сын Митя – выпускник 1986 года, первый серебряный медалист школы, средняя дочь Дуня  в 1988 году, младшая Маня  в 1990 году за отличные успехи и примерное поведение также получили медали. Родители Иннокентий Иванович Никитин и Мария Дмитриевна Павлова более тридцати лет проработали в Павловской средней школе  учителями физики и математики. В 60-80-х гг. прошлого столетия они были ведущими учителями Мегино-Кангаласского района, воспитали несколько поколений учителей и  учёных, физиков и математиков, в Павловске наверно нет семьи, кто бы не учился у них.

Как и у всех детей войны,  детство у них было трудное и голодное. У обоих отцы – участники Великой Отечественной войны. Отец Марии Дмитриевны  Павлов  Дмитрий  Степанович служил на восточном фронте. В годы войны девочка училась в начальной школе. Условия были тяжелые, но несмотря на это, проживая у родственников и знакомых, она продолжала учёбу в Майинской школе. Всегда была способной ученицей, активисткой, лучшей в художественной самодеятельности.

А отец Иннокентия Ивановича Никитин Иван Егорович  в числе первых был призван на войну, по инвалидности служил в тылу. Трое  мал-мала сыновей остались с матерью, жили  при поддержке семьи прадеда. С победой отец вернулся домой. Но через несколько лет умерла мать. У отца осталось 4  сыновей. Он работал на самой тяжелой колхозной работе, возил грузы в Аллах-Юнь. Иннокентий Иванович с благодарностью вспоминает  дедушку Егора Николаевича и бабушку  Акулину Никитичну,  которые присматривали за детьми во время длительных отъездов отца, заменяли им мать.

Как и у всех людей военного и послевоенного поколения, у Иннокентия Ивановича и Марии Дмитриевны  была неудержимая тяга к знаниям, к светлому будущему, непоколебимая вера  в силы и способности человека. Несмотря на бытовые трудности, учёба им давалась легко. Все сыновья Никитиных и братья-сёстры Павловы получили высшее образование, стали дипломированными специалистами. Педагогическая деятельность Марии  Павловой  началась в 1954 г. в Нахаринской школе Мегино-Кангаласского района, а молодой Иннокентий Никитин начал учительство в 1959 г.  в Таттинском районе. Их пути-дорожки встретились в Павловской средней школе. Они поженились уже будучи зрелыми людьми, опытными педагогами. Иннокентий Иванович присмотрел усадьбу рядом со школой, построил дом. Как муж он хотел создать  самые лучшие условия для  плодотворной работы супруги.  Мария в девичестве жила на участке Хаххахтаах  в 3 км от школы. Сестра М.Д. Павловой  Валентина Дмитриевна вспоминает: “Многие наверно думают, что работа учителя заканчивается, как только заканчивается урок. Но это далеко не так. Мы видели, как работает наша старшая сестра. Молодая учительница участвовала во всей работе школы, вела кружки, дополнительные занятия, ещё и общественная работа. Каждый день приходила домой поздно вечером. Особенно мы за неё переживали в морозные зимние вечера, когда Маня  одна  в темноте пешком добиралась до дома. Как мы радовались, когда она, весёлая и радостная, с огромной  тяжёлой сумкой, набитой школьными тетрадями, как луч света  заходила в дом с клубами морозного воздуха.  Наспех поужинав, за полночь садилась проверять тетради, готовиться к урокам”.

Мария Дмитриевна всегда работала с беззаветной преданностью и самоотверженным трудолюбием. Даже тяжелая болезнь не могла  помешать её работе. В 1986  году после перенесённой  сложной операции, когда врачи вынесли  неизбежный приговор об  инвалидности и полном  покое, Мария Дмитриевна чудом упросила медиков дать ей хотя бы два месяца до  конца учебного года, чтобы  завершить  классоводство и учёбу в своем выпускном классе.

Детское сердце  всегда чуткое, как камертон. Ученики  очень любят, уважают и почитают Марию Дмитриевну, даже спустя много лет после её смерти, в 2012 г.  подготовили и выпустили  книгу “Киһи үтүөтэ үйэлэргэ умнуллубат”. В этой книге есть интересный раздел, где напечатаны работы, мысли  М.Д. Павловой о самообразовании, о проведении уроков, об организации воспитательной работы, есть и советы молодым учителям: “Знай свой предмет хорошо, только тогда учитель может быть хорошим учителем. Больше привлекай учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Помни: ученикам очень дорого то, что сделали они сами. Правильно оценивай старание ученика, будь справедливым. Будь примером порядочности, аккуратности и точности во всем. Покажи пример хорошего, доброжелательного, уважительного отношения к людям. Всегда дорожи честью учителя”. 

Мария Дмитриевна  упорно и мужественно боролась с тяжелой неизлечимой болезнью, силой  воли дожила до свадьбы старшего сына, смогла увидеть и дать напутствие педагогической деятельности младшей дочери.

Дети должны быть лучше родителей

Супруги Никитины были очень похожи друг на друга. Строгие, но справедливые, требовательные, но добрые.  Мне не довелось учиться  у Марии Дмитриевны и  Иннокентия Ивановича, но нашим  классным руководителем и  учителем физики был ученик И.И. Никитина Роберт Васильевич Сивцев.  Несколько раз Иннокентий Иванович замещал нашего учителя. Мы к нему относились с особым пиететом: учитель нашего учителя, один из старейших и опытнейших педагогов школы. Уроки Иннокентия Ивановича были по-современному живыми и увлекательными. Он  ставил вопросы из обыденной жизни и на этом примере  объяснял законы физики. И сейчас, когда старого учителя приглашают на встречу выпускников, Иннокентий Иванович со своей  хитрой улыбкой поднимает  любого уже седеющего отца семейства и с нарочито серьезным видом спрашивает: “Скажи, Петров, почему когда дует ветер, ветка колеблется одним образом, а  после того, как с этой ветки ещё слетела птица, колебание ветки уже будет другим?” И сразу становишься школьником и даже чувствуешь  запах  родного кабинета физики во 2 корпусе.

Иннокентию Ивановичу Никитину  – 86 лет, он живет в своём доме в Павловске, в 2015 году  награждён нагрудным знаком “Учитель учителей Республики Саха (Якутия)”.  Я попросила  его поделиться секретом  воспитания детей-медалистов, рассказать о своей работе:

— Я не могу сказать какой-то определённый секрет воспитания медалистов. Мы с моей супругой Марией Дмитриевной не ставили перед детьми задачи  быть отличниками. Конечно, требовали ответственности, усердия и прилежания в учёбе. Я всегда говорю: “Дети должны быть лучше родителей, только тогда  идет развитие семьи, рода, да и жизни в целом. Каждое последующее поколение должно превосходить предыдущее. Таков  закон жизни”. Наши дети учились с увлечением.  Наверно видели наш с женой пример. Мы, учителя, каждый день готовились к урокам, занимались. Дети  сызмальства  всё это видели и так же серьёзно относились к учёбе, к школе. Не помню, чтобы мы наказывали или поощряли детей за учёбу.  Качественная учёба в нашей семье воспринималась как должное. Помню, один раз наша младшенькая Маняша пришла вся расстроенная, заплаканная  из-за плохой оценки в музыкальной школе. У нас и мысли не возникло её ругать или наказывать, всей семьёй начали её успокаивать.  Ведь оценки, награды, звания – это вещи условные, формальные. А есть базовые вещи,  такие как системность, стремление к прочным знаниям, любознательность, преданность делу.  В своей работе я всегда ставил такие цели. Для меня всегда важными были успехи моих учеников, из числа которых  вышли ученые Сергей Перетятько, Александра Шамаева, замечательные учителя, как Роберт Сивцев, Дмитрий Егоров, Людмила Протодьяконова.   У каждого ребёнка есть определённые способности, но не у каждого человека есть такие черты характера как ответственность, дисциплинированность, упорство, усердие. Эти свойства надо воспитывать. Успех учеников зависит от отношения родителя к школе. Как родитель относится к учителям, к школе, также и ребёнок будет воспринимать учёбу. Высокой оценкой моей педагогической деятельности  считаю признание моих коллег, с которыми я бок о бок проработал более 30 лет. Заслуженный учитель школ ЯАССР Василий Николаевич Оконешников, чьё имя с 2016 года носит наша Павловская средняя школа, сказал, что я,  как никто другой,  работал  с полной самоотверженностью,  стопроцентно выкладывался на уроках и передавал ученикам все свои знания без остатка. Эти слова для меня  — самая большая награда!

Действительно,  учителя Никитины работали самозабвенно, полностью посвящая себя любимой профессии, которая для них была не ремеслом, а искусством. Служение муз не терпит суеты. И у Иннокентия Ивановича наверно иногда возникала дилемма между добыванием хлеба насущного для  семьи и служением своим ученикам. “Когда дети подрастали, мы, как сельская семья, решили  держать хозяйство.  У нас была  одна корова. Я в душе сомневался и сперва думал, что ведение личного подсобного хозяйства  может помешать, отвлечь меня от  моей педагогической работы. Но на практике оказалось, что при правильном использовании времени, всё это можно безболезненно совмещать. Да и воспитание физическим трудом пошло только на пользу нашим детям-подросткам”, — делится мыслями учитель-ветеран.

Не хочется делать, но надо!

В конце 80-х годов  в школах была введена программа Общественно-полезного  производительного труда (ОППТ). Мы, старшеклассники сельской школы, по  графику работали на животноводческой ферме совхоза им. Ленина, замещали доярок.  Я попала  в одну бригаду со средней дочерью Никитиных, Дуней. Всю работу она выполняла на совесть, заправски справлялась с любой работой на ферме. Также нас с Дуней связывала совместная общественная работа  в совете дружины им. лауреата Сталинской премии, знатного овощевода  М. Г. Егорова,  в учкоме,  в комитете первичной комсомольской организации  школы. Сейчас Евдокия Иннокентьевна — главный  библиотекарь отдела комплектования фондов Национальной библиотеки РС(Я), отличник культуры Республики Саха (Якутия). Вспоминая школьные годы, задаю  Е.И. Никитиной вопрос — трудно ли было быть отличником.

— Я бы выделила три отрицательных момента: во-первых,у ребёнка может развиваться «комплекс отличника», во-вторых,  отличники среди сверстников  воспринимаются как  «белые вороны», и в-третьих,  окружающие всегда ожидают от отличников большего. Но  мне повезло. Родители нас не заставляли учиться на одни “5”, поэтому “комплекс отличника” нам не грозил. В наше время не было индивидуализма, в  классе ко мне всегда относились дружелюбно. Любимым школьным предметом был русский язык. С течением времени пришла к убеждению, что интерес учеников к предмету прежде всего зависит от учителя, от его личностных и профессиональных качеств. Русский язык и литературу у нас вела Лукина Пелагея Дмитриевна, компетентный, опытный, требовательный преподаватель. Как она интересно излагала  материал! Но при всей моей любви к урокам литературы, я не любила учить наизусть стихи. Помню, несколько раз  в средних классах приходила на уроки, не выучив заданные стихи. Получила замечания от учителей, дома тоже пожурили. Из этого опыта  извлекла урок, что есть вещи, которые  не хочется делать, но надо!

А были какие-то лайфхаки, хитрые уловки в выполнении домашних заданий?  

Особых лайфхаков не было. Всегда старалась внимательно слушать учителя на уроке, запоминать излагаемый материал. Не затягивала  с выполнением домашних заданий, начинала с трудных заданий.

Как библиотекарь что посоветуете родителям,  как привить  у детей любовь к чтению?  И ваши любимые книги в детстве?

Чтение развивает воображение, память, мышление, речь, умение слушать и слышать. Эти навыки очень помогут детям учиться хорошо. Благодаря чтению дети увеличивают словарный запас, грамматические навыки. Начитанные дети преуспевают не только в школе, но и во взрослой жизни. Здесь, как и во всём, работает только личный пример. Нужно читать ребёнку с рождения сказки, показывать хорошо иллюстрированные интересные и подходящие для возраста книги. Читать вместе с детьми, собирать свою библиотеку. Вместе с детьми ходить в библиотеку, книжный магазин, давать возможность ребенку самому выбирать книги. В родительском доме была большая библиотека.  Мама с папой сами много читали, и специальную литературу, и художественную. Как и у большинства советских детей любимыми книгами в средних и старших классах были книги Вениамина Каверина «Два капитана», Бориса Васильева «А зори здесь тихие…», произведения Аркадия Гайдара, Валентина Катаева, Владислава Крапивина, Владимира Железникова, Кира Булычева, Александра Грина, Артура Конан Дойля, Александра Дюма.

Правильно расставляйте приоритеты

Старший сын Никитиных Дмитрий Иннокентьевич имеет два высших образования. В 1995 г. окончил машиностроительный факультет Московского Государственного технического университета (МГТУ) им. Н.Э.Баумана, в 1998 г. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО). Между учёбой была служба в рядах Советской армии.  Весной 1987 года  попал в Железнодорожные войска, полгода проходил “учебку” в Горьковской области, полтора года прослужил в Монголии. Сейчас работает  начальником  службы внутреннего контроля и аудита ФГАОУ ВО «СВФУ имени М.К. Аммосова». Считается, что  мальчикам быть медалистами трудно вдвойне. Отличная учёба требует  не только способностей, но и немаловажную роль играют усидчивость, терпение, прилежание, которые не особо свойственны мальчикам.  Я поинтересовалась у Д.И. Никитина, как получилось, что он стал медалистом.

— Скорее всего этот факт “из разряда как-то само получилось”. Надо просто вспомнить наших учителей, мою учительницу начальных классов Старостину Марию Федоровну, нашу маму Павлову Марию Дмитриевну, которая была нашим классным руководителем в старших классах. Учителя в наше время были строгими, требовательными, они и мотивировали нас на хорошую  учебу. В наше время при поступлении в ВУЗ для медалистов действовало правило: если сдавал первый экзамен на «отлично», то зачислялся автоматом, без сдачи следующих экзаменов. Примерно в классе 9-ом прочитал небольшое объявление в журнале «За рулем» о том, что в «Бауманке» на конструкторско-механическом факультете есть набор на специальность “Колесные и гусеничные машины”. Решил стать конструктором колесных машин. На вступительных экзаменах мне очень повезло: и с билетом,  и с экзаменатором, который проникся симпатией  к парнишке из далекой Якутии.  Он  задал дополнительный вопрос, и поставил мне вожделенную “пятерку”.  И я  после первого вступительного экзамена благополучно стал студентом 1-го курса прославленного ВУЗа!

— Всё-таки хоть раз получали “2”?

— В школе, честно говоря, не помню. А в университете на первом семестре был такой случай. Видимо, подействовали новая непривычная обстановка и тоска по дому и родным. Приехал на каникулы с “хвостом” по “Математическому анализу”.  Когда увидел огорчение мамы, отца, сестёр, стало очень стыдно. Забыв про долгожданные встречи с одноклассниками, засел за “Матанализ”. Когда пересдавал, преподаватель удивился, как при таком знании я умудрился не сдать с первого раза. Родители учили нас правильно  расставлять приоритеты. В средних классах мама иногда запрещала мои вылазки, походы  с друзьями. В то время я, может чуточку, обижался, но потом понял, что так она учила меня делать правильный выбор. 

Дмитрий Иннокентьевич – отец троих детей. Старшие  сыновья — студенты МГУ им. М.В.Ломоносова. Иннокентий учится на  факультете биоинженерии и биоинформатики, Тимофей – на  химическом факультете.  Оба поступили в университет как призеры финала Всероссийской олимпиады школьников.  Младшая дочь учится  в 8-ом классе. На вопрос как добиваться от детей хорошей учёбы и как помочь в выборе профессии Дмитрий Иннокентьевич ответил: “Прежде всего, у  детей должен быть интерес к учёбё, увлечённость. Мы с супругой Саргыланой Револиевной, как и наши родители, никогда не требовали от детей быть отличниками. К мальчикам нужно быть построже, с малых лет необходимо воспитывать ответственность, дисциплинированность. Сейчас сыновья – студенты,  уже взрослые мужчины. Младшенькая  учится очень прилежно, очень старается. Иногда, когда готовится к урокам  и  что-то не понимает, очень сильно переживает. Вплоть до того, что нам, родителям, приходится ей говорить: доченька, расслабься, успокойся и иди спать. Сейчас всё очень быстро меняется, и в это изменчивое время нужно выбрать такую профессию, которая, во-первых, будет востребована временем, а во-вторых, и это наверно главное, будет приносить радость и удовлетворение”.

По стопам родителей

Педагогическую династию Никитиных продолжает младшая дочь Мария Иннокентьевна Харитонова, учитель  информатики  Майинского лицея им. И.Г.Тимофеева, отличник образования РС(Я).  Маня Никитина помимо отличных успехов в общеобразовательной школе ещё была одной из лучших учениц  Павловской детской музыкальной школы по классу фортепиано.

— Вы и в школе, и сейчас ведёте активный образ жизни. Какой рецепт успевать всегда и везде?

— Специального рецепта нет. Люблю узнавать новое, учиться чему-нибудь новому. К этому добавляется ответственность и исполнительность.

— Учителя – счастливые люди, потому что не расстаются с детством, всегда в гуще жизни и событий становления новой личности. Если сравнить советского и нынешнего школьника, какие выделите  положительные и отрицательные качества? 

— Нашими положительными качествами, то есть советских школьников, можно назвать близость к природе, приспособленность к практической деятельности, к труду, умение бескорыстно дружить. А лучшими качествами нынешних, современных учеников я бы назвала гибкость, свободомыслие. Они имеют более широкое мировоззрение, чем мы в юности. Негативное качество советского школьника – наверно, полное отсутствие амбиций, а нынешних школьников – зависимость от гаджетов, интернета, индивидуализм, иногда доходящий до эгоизма.  И сегодняшние школьники чрезмерно опекаемы родителями.

— От сына, от своих учеников требуете отличной учёбы?  

— Если ученику это по силам, у него есть амбиции, он будет отличником. Сейчас у меня выпускной,  11 класс,  я им объясняю, какие есть преимущества у медалиста. Дальше выбор и работа ученика. Вообще  слишком зацикливаться на учебе не надо, важно уметь применять знания на практике, найти дело по душе. Иногда бывает жалко слишком старательных учеников и их родителей. 

Сын мой – не отличник. Учится в 4  классе. С мужем Николаем Николаевичем стараемся  привить ему  ответственность. В семье любим мастерить, что-то делать своими руками.  Развиваем логическое мышление, память, а всё это достигается с помощью чтения. Как и в родительской семье, в нашей семье книга – на почётном месте.

— Вашим любимым предметом в школе наверняка была математика. Способность к точным наукам или есть, или нет. Что посоветуете,  если у ребёнка нет способностей к этой науке, как его заинтересовать предметом? 

— Несомненно, математика была моим любимым предметом. Там всё чётко и ясно. Любила, когда при упрощении сложного алгебраического или тригонометрического выражения выходил хороший красивый ответ и когда при решении уравнений сходился ответ. Прежде всего нужно быть увлечённым предметом. Вообще ребёнок должен быть любознательным. В этом случае, даже  если у него не будет способностей к точным предметам, желание узнавать новое всё равно будет подстёгивать  его к получению знаний. Я сейчас – информатик. В настоящее время по всем предметам есть много интернет-ресурсов, которые могут заинтересовать детей. На ресурсе stepik. org есть отличные курсы по программированию, я их рекомендую всем школьникам.

Ученики Марии Иннокентьевны успешно  выступают на улусных и республиканских олимпиадах, участвуют в научно-практических конференциях. Как и отец с матерью, М.И. Харитонова окружена любовью  и уважением учеников.

Х        Х       Х

Завершу статью словами  академика Д.С. Лихачёва: “Что же самое главное в жизни? Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах. И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее. Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы. Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль». Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. Поверьте мне!”

Я думаю, эти слова  точно передают и выражают  главные  принципы семьи Никитиных.

Лира Яковлева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *