Чукотский национальный праздник Пэгыттын в Якутске

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. В новогодние праздничные дни Ассоциация чукчей / лоураветланов РС (Я) провела обряды чукотского праздника Пэгытти. В Якутии чукчи проживают в Нижнеколымском районе и по-своему называют праздник Нового года Пэгыттын.

Гости обрадовались живому оленю, ведь этот праздник связан непосредственно с оленями. Обрядовая группа провела обряды кормления огня и пожелания на сохранение и увеличение стада оленей.

Председатель ассоциации Жанна Дьячкова с Ириной Кривошапкиной сделали экскурс в чукотскую культуру, рассказали о традициях праздника Пэгыттын, исполнили песни на родном языке.

Обрядовый обед был богат на национальные блюда народов Арктики – это роскошная строганина из чокурдахского чира, былык, тыргыпат.

Золотуев Дмитрий Архипович, бывший глава поселений Черский и Колымское: «Культуру чукотского народа надо сохранять, чтобы сохранился народ, язык. Нужно привлекать молодежь в оленеводство, чтобы в будущем было кому пасти оленей».

По итогам 2020 года активисты и партнеры ассоциации были награждены благодарностями Ассоциации коренных малочисленных народов Севера РС (Я) и Ассоциации чукчей РС (Я).

 

Справка:

Пэгытти

Чукчи справляют Новый год на неделю раньше, чем весь остальной мир. Происходит это в самую длинную ночь в году — с 21 на 22 декабря. Национальный праздник называется по имени ритуальной звезды — Пэгытти (с чукотского «пёстрое скопление»), в астрологии это Альтаир в созвездии Орла. Восхождение этой звезды символизирует начало нового года: именно с этого момента световой день начинает прирастать. Они приводят за собою солнце, а за ним и тепло, оживление в природе, облегчение в промысле. В этот период дикие олени меняли направление движения с юга на север.

Готовились заранее к обряду – обучали лучших беговых оленей, подбирали тучных для священнодействия, шили пеструю, яркую, красивую одежду. Обычно обряд происходил на одном и том же месте, т.к. всю зиму стадо паслось рядом и звезды ярко светили им, помогая ночью находить кормящееся стадо, а Полярная звезда «Эӊэр» помогала найти путь в любом направлении, по ней определяли дорогу, маршруты.

По традиции праздник Пэгытти начинался с разжигания праздничного огня с помощью священной «огнивой» доски— символа домашнего очага. Причём у каждой семьи она своя. Считалось, что передавать огонь с «огнивой» доски можно только родственникам по мужской линии, иначе в дом придёт горе. Эта священная доска, наряду с амулетами и семейными бубнами, являлась материальным воплощение идеи об охране стада. Чукчи считали ее хозяином стада. Своей формой доска напоминает фигуру человека, углубления, полученные от сверления, являлись «глазами», а на «шею» доски привязывали веревку с фигурками, обозначавшими оленей. Вокруг жертвенных костров чукчи устраивали танцы и исполняли песни, желая всем добра и света.

Праздник Пэгытти был тесно связан не только с представлениями чукчей о том, что небесные светила имеют непосредственное влияние на земную жизнь, но и хозяйственным укладом – оленеводством. Обязательным элементом обрядов у чукчей были жертвоприношения. На Пэгытти чукчи наполняли салом и жиром небольшие кожаные чашки. Таким образом, северный народ старался задобрить злых духов. Считалось, что в эту ночь нельзя думать о плохом, встречать новый год нужно было только с добрыми пожеланиями. В таком случае, весь следующий год будет сулить удачу и радость. (Из материалов республиканской газеты «Илкэн»).

 

Анастасия Куличкина, вед. методист по традиционной культуре КМНС

ДДН им. А.Е. Кулаковского

Фотографии предоставлены Ассоциацией чукчей РС (Я)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *