Диктор Якутского радио в 1930-ых годах – Илья Дмитриевич Новгородов

Начало 1930-ых гг. ознаменовалось заметным развитием радиофикации в Якутской АССР: как в г. Якутске, так и в районах. Повсеместно развернулись строительство трансляционных радиоузлов и установка радиоточек. 1934 год стал началом интенсивного вещания в республике, когда образовался Комитет по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме Якутской Автономной ССР. С конца сентября 1934 г. организованно оформлялись редакции, была введена единая сетка вещания. Руководство радиокомитета уделяло особое внимание качественному оформлению радиопередач, строго подбирало дикторскую группу с якутским и русским языками. В ту пору дикторская профессия только создавалась, никто не знал, как обучать этому искусству. Помимо того, в г. Якутске не было специальных курсов для подготовки дикторов и редакторов, но было много желающих работать на вещании, поэтому принимали на работу с испытательным сроком на два месяца.

Исторические события 1930-ых гг. по-новому раскрывали перед людьми вдохновляющий пример трудового энтузиазма и социальных изменений, происходивших в республике. Открытие новых школ и культурных учреждений, развитие промышленности и строительства, становление государственности республики, принятие новой Конституции Якутской АССР и участие избирателей в выборах Верховного Совета Союза ССР первого созыва отражались в ежедневной работе радио. Каждый работник радио ощущал заинтересованность в обсуждении проблем, касавшихся будущего развития республики.

Якутское радио вещало по всей республике, и эфир всегда торжественно открывали дикторы. Люди слушали радио, собираясь на работу или оставаясь дома, в обеденный перерыв или в вечерние часы. Ежедневные выпуски, составленные на основе материалов Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС) о хронике событий внутри страны и международной жизни, и информационная программа «Последние известия», читались дикторами на два голоса. В этот период дикторами работали Илья Дмитриевич Новгородов, Ангелина Константиновна Некрасова, Лилия Поликарповна Петрова, Нина Павловна

Черкашина, Харлампий Петрович Аржаков, Михаил Егорович Неустроев, Николай Николаевич Сивцев, Дмитрий Николаевич Стручков, Петр Григорьевич Васильев, Михаил Степанович Белолюбский, Петр Семенович Омуков и другие. Среди них были дикторы, работавшие преданно и добросовестно, были и дикторы, блеснувшие мастерством, но на следующий день подававшие заявление об уходе по собственному желанию, а также те, которые не смогли выдержать строгий распорядок дня.

Диктор на якутском языке Илья Дмитриевич Новгородов выделялся среди других благодаря преданности дикторскому делу и ответственности за обязанности, а также своим гуманитарным способностям и хорошему знанию родного языка. Он был родом из Первого Легёйского наслега Усть-Алданского района Якутской АССР. По настоянию матери – Прасковьи Ивановны – ещё в 1929 г. семья из далекого села переехала в г. Якутск на постоянное жительство ради обучения детей. В том же году Илья продолжил учёбу в первой советской школе г. Якутска, но в 1932 учебном году из-за смерти отца и из-за материальной необеспеченности семьи вынужденно оставил школу, учась в пятом классе. Временно устроился на работу корректором в Якутскую государственную типографию. Затем в конце 1934 г. перевёлся в Якутский радиокомитет при Совете народных комиссариатов Якутской АССР.

С первого же дня поступления на работу диктором участвовал в сборе и подготовке новостей на якутском языке, редактировал тексты и смело читал информационные материалы и литературные передачи у микрофона. Мягкий тембр голоса со спокойной интонацией привлекли внимание слушателей радио. Впоследствии стал ведущим диктором Якутского радио. Трудной и требовательной работе диктора посвятил пять лет. Илья Дмитриевич пользовался уважением в коллективе и в обществе как преуспевающий творческий работник и известный диктор того периода, оставался при этом скромным и общительным человеком.

Ответственные редакторы за выпуск радиопрограмм распределяли дикторов на утренние и дневные, а дежурных дикторов на вечерние блоки. Дикторы аккуратно соблюдали установленный распорядок в радиостудии, где работали посменно. Рабочий день диктора начинался с проверки всей дневной вещательной программы на текущий день дежурства. Знакомство с программой начиналось с микрофонных материалов, где проверялось грамотное и правильное заполнение текстов, перечней музыкальных произведений и полное перечисление имён и званий артистов, композиторов. Все неясные слова, термины, фразы уточнялись и исправлялись со слов редакторов или при помощи методических инструкций, высланных из Всесоюзного радиокомитета. Проверялась вся эфирная передача по микрофонным папкам. Диктор придерживался должностных

инструкций и принимал к чтению материал, разрешённый к выдаче в эфир с подписями председателя радиокомитета и уполномоченного Главлита с отметкой «Разрешено».

С открытием в г. Якутске научно-исследовательского института языка и культуры в 1935 г. в республике большое внимание уделялось главному эпическому произведению якутского народа – олонхо, а также собиранию образцов народного фольклора. В эфире радио расширялось знакомство радиослушателей с устным народным творчеством. Радиокомитет уделял исключительное внимание сбору народного фольклора – олонхо, сказок, народных песен и выступлениям по радио народных певцов-исполнителей олонхо в передаче «Якутский фольклор». Диктор Илья Новгородов читал тексты с часовым хронометражем в программе «Якутский народный эпос», подготавливаемые совместно с артистами драматического театра, писателями и редакторами якутского радио.

С 1936 г. в системе радиожанров, кроме интервью и репортажа, радиокомитет внедрял прямую трансляцию. Так транслировались республиканские культурные мероприятия, торжественные заседания и концерты, ноябрьские и первомайские демонстрации трудящихся, фольклорные и художественные фестивали, театральные премьеры и знаменательные события. Диктор Илья Новгородов был одним из главных ведущих этих трансляций.

Радио было наиболее доступным по сравнению с периодической печатью, оперативно освещало партийные и правительственные документы, которым уделялось особое внимание. Информационно-пропагандистские функции радио приобретали в те годы особую значимость. К примеру, можно назвать распространение издания «Краткого курса истории ВКП (б)» в 1938 г., где были отмечены фундаментальные преобразования в экономике и в социальной сфере страны. Радио выдавало его в эфир с переводом на якутский язык, чтение которого руководство радиокомитета доверяло ответственному и талантливому диктору эфира Илье Новгородову. Кроме того, он регулярно читал у микрофона отредактированные тексты докладов и выступлений руководителей республики, предприятий, учебных заведений, завизированные заранее уполномоченным Главлита.

Художественное чтение детских, литературно-драматических передач и участие в радиопостановках, а также сбор материалов для местной политинформации по утверждённому графику были постоянной обязанностью дикторов. Диктор за выполнение дополнительной нагрузки в месяц, кроме основной ставки получал гонорар. В случае невыполнения установленной нормы, действующая ставка оплачивалась на 50 %, а за перевыполнение начислялся гонорар за каждое выступление.

В становлении радиовещания музыка занимала особое место: концерты артистов в граммофонной записи и тонфильмы симфонических оркестров часто звучали между

радиопередачами, иногда местная художественная самодеятельность школьных и студенческих коллективов выступала у микрофона. Вечернюю музыкальную программу составляли вокальный ансамбль, хор и ансамбль народных инструментов Якутского радиокомитета с участием дежурных дикторов, где диктор Илья Новгородов не раз объявлял выступление артистов и вводное ознакомление с произведениями.

Массовому значению вокального искусства особое внимание было уделено во Всесоюзном радиокомитете с 1934 года, где хоровые коллективы и вокальные ансамбли, как массовые организаторы, должны были укрепляться и составлять основной производственный участок на радио. На основании этих требований Якутский радиокомитет подписал трудовой договор с отделом кадров Всесоюзного радиокомитета по направлению профессиональных музыкальных работников. Музыковед, доктор искусствоведения Галина Георгиевна Алексеева, которая исследовала профессиональное композиторское и народно-песенное творчество в Якутии, особое внимание уделила первым образцам зарождающейся якутской массовой песни в научной монографии «От фольклора до профессиональной музыки». Она связывала их возникновение с созданием Якутского радиокомитета, который охватив всю республику, транслировал концерты ежемесячно по 13–15 раз по радио.

Также кандидат искусствоведения Нина Ивановна Головнёва последовательно рассматривала прошлые исторические пути создания музыкально-культурных процессов в условиях Якутской АССР и наблюдала над тенденциями создания и становления музыкального профессионализма на Северо-Востоке страны. Она отметила в монографии «Становление Якутской профессиональной музыкальной культуры (1920–1985 гг.)», что «Якутский радиокомитет в середине 1930-ых гг., благодаря приезжим профессиональным артистам и музыкантам, превратился в первый центр профессионального музыкального исполнительства и сыграл важную роль в становлении профессиональной музыкальной культуры, впервые вводя оперную мировую классику».

Реконструкция музыкальной программы Якутского радиокомитета дала полную информацию об исторических фактах взаимодействия двух традиций, исконно народной и классической, а также о значении хора, первоначально обеспечившего радиоэфир музыкальными передачами в середине 1930-ых гг. Действительно Всесоюзный радиокомитет планово направлял квалифицированных музыкальных работников. В 1935–1936 гг. в музыкальный сектор прибыла первая группа профессиональных артистов и музыкантов. За короткое время ими обновился репертуар за счёт классической и инструментальной музыки, оформлялись литературно-музыкальные радиопередачи с их участием. За короткий срок их выступления завоевали интерес у местного населения. Появились новые рубрики: «Концерт-отдых», «Концерты-загадки», «Концерт по заявкам радиослушателей» и другие. Содержание

передач составляли классическая музыка на 35–41%, лёгкая музыка на 24–30%, народные песни на 18–20%.

С целью сохранения объёма вещания практиковалось совмещение дополнительных обязанностей из-за отсутствия квалифицированных работников: диктор-библиотекарь, диктор-переводчик, диктор-редактор, диктор-техник, диктор-вокалист или диктор-организатор/массовик. Подобные нагрузки доверяли надёжным сотрудникам, в их числе в первую очередь был диктор Илья Новгородов.

Следует упомянуть, что он часто заменял своих коллег в периоды уважительного отсутствия по болезни и на время очередного отпуска. Таким образом, он, будучи диктором, исполнял обязанности и технического редактора, и редактора литературно-драматических передач, и заведующего Бюро информаций и объявлений по установлению порядка оформления оплат за принимаемые радиорекламы и объявления. Эти дополнительные нагрузки для опытного работника стали поиском творческого мастерства в любом деле.

Проведение социалистических соревнований занимало в то время особое место среди работников трудового коллектива. Администрация поощряла победителей за выполнение обязательства в улучшении качества вещания. Диктор Илья Новгородов впервые был награждён за хорошую работу патефоном, затем в последующие годы работы как ведущий диктор и редактор литературного вещания премировался несколько раз.

Замечательное мастерство и талант диктора Ильи Новгородова проявлялись не только в дикторском искусстве, но и в творческом участии в создании литературно-музыкальных композиций и художественных сюжетов по произведениям якутских писателей и поэтов, а также в пропаганде якутского фольклора. В конце 1938 г. Илья Новгородов был освобождён от обязанностей диктора в связи с назначением его литературным редактором. Он успешно справлялся с творческой задачей благодаря своему умению раскрывать основные детали в произведениях и достигать их художественной выразительности в передачах. Его полностью поглощала литературная работа.

Когда в феврале 1939 г. объединили редакции литературно-драматического и детского вещания в Единую редакцию художественного вещания, Илью Новгородова назначили редактором на якутском языке и ответственным за составление планов литературно-драматического вещания, а также за организацию художественной самодеятельности среди взрослого населения. Вместе с ним в одной редакции работала редактор с русским языком Александра Сондак, которая была ответственна за детские литературно-драматические передачи и художественную самодеятельность учащихся. Двухгодичная практика работы Единого сектора художественного вещания показала, что создание единой редакции дало свои положительные результаты в работе музыкального

сектора, устранило повторы тематики передач в составлении планов детского, литературного и музыкального вещания.

К концу 1938 г. для проявления сознательного отношения к обязанностям, а также для устранения прогулов, опозданий на работу, бесцельных хождений по предприятиям в рабочее время и других нарушений правил внутреннего трудового распорядка изменилось действующее правило труда в радиокомитете. Максимально усилился контроль руководства над соблюдением порядка в коллективе. Все работники аппарата должны были являться на работу в 8 ч. утра с расчётом усиленной проверки всей вещательной программы на текущий день.

К 1939 году в стране произошли значительные социально-экономические изменения, была принята новая Конституция СССР, в условиях непосредственной военной угрозы развернулась широкомасштабная работа по реорганизации и модернизации армии и флота. В это время, наряду с основной работой, Илья Новгородов, как член Коммунистического союза молодёжи, выполнял общественную нагрузку по пропаганде обязательной воинской службы среди населения. Городской военный комиссариат начал призывать мужчин на месячные военные сборы. В радиокомитете их было мало, но по графику проходили обязательные сборы в Якутской военной школе. Одним из первых Илья Новгородов, как военнообязанный запаса, учился военному делу, стал младшим командиром (сержантом) Рабоче-крестьянской Красной Армии.

Как и прежде, Илья Дмитриевич успешно продолжал работать в радиокомитете. С июля 1938 года был освобожден в связи с выдвижением его на другую работу. Этим завершается его творческая деятельность в Якутском радиокомитете. Он передал эстафетную палочку дикторской работы своему земляку из Усть-Алданского района, талантливому чтецу художественных произведений, усердному работнику, «якутскому Левитану» Михаилу Степановичу Белолюбскому, который преданно и мужественно работал в эфире Якутского радио в годы Великой Отечественной войны.

Имя первого талантливого диктора Якутского радио и яркого представителя якутской интеллигенции 1930-ых годов И. Д. Новгородова занимает особое место в истории создания Якутского радиовещания. Его активная жизненная позиция имеет символическое значение как одно из свидетельств исторического периода 1930-ых годов.

 

Валентина Петрова,

член Союза журналистов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *