Художник Носов М.М. 

Художник М.М. Носов (1887 — 1960) первым приоткрыл завесу над сутью якутской национальной культуры. На протяжении всей жизни он смог создать огромный этнографический каталог, содержащий рисунки предметов уходящего быта якутского народа.

Михаил Михайлович Носов
Михаил Михайлович Носов

Михаил Михайлович Носов родился в семье священника 27 сентября 1887 года в Мегинском улусе Якутии. Детство будущего художника прошло в Сулгачинском наслеге Амгинского улуса, куда получил назначение его отец. Десятилетнего Михаила родители определили на учебу в Якутскую духовную семинарию, из которой он был исключен в пятом классе. Уже достаточно взрослым, в возрасте 21 года, Михаил Носов выехал в Центральную Россию с надеждой получить образование. Но без аттестата его не приняли ни в одно официальное учебное заведение ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Молодому человеку из Якутии удалось поступить и окончить в 1910 году Вольную рабочую высшую школу в Петербурге, созданную выдающимся педагогом П.Ф. Лесгафтом. При этом Михаил регулярно посещал занятия известного востоковеда академика В.В. Радлова и этнографа В.Н. Васильева, уроженца Амги. Путем самообразования Носов изучил историю, этнографию и археологию. Был он самоучкой и в ремесле художника.

Вернувшись на родину, вплоть до 1934 года Михаил Носов учительствовал в Якутске и ряде сельских школ. Начинал он свою преподавательскую и литературную деятельность в Амге, где в 1912 — 1918 годах преподавал в приходской школе. Здесь он собирал этнографические и фольклорные материалы, делая зарисовки предметов старинного быта.

Фольклорные записи, сделанные в Амге, стали основой его первых публикаций, таких как «Омоллон» (1912), «Легенды Ботурусского улуса» (1922), «Герои Амги и Таатты» и других. В Якутии он пробует себя как художник. Уже в 1915 году с работами «Якутский натюрморт», «Древняя засельница Сай-Сары», «Якутка и тунгуска»

М.М. Носов принял участие в первой художественной выставке в Якутске, организованной по инициативе политических ссыльных в залах Якутского областного краеведческого музея. 

Перебравшись в Якутск, Носов по личной инициативе берется за сбор этнографических и фольклорных материалов с одновременной их фиксацией в виде рисунков, набросков, прорисовок и акварельных зарисовок. Это увлечение сближает его с И.В. Поповым, первым профессиональным живописцем Якутии. Они вместе участвуют в сборе и отправке в Петербург, в Императорский этнографический музей, предметов материальной культуры якутов.

В 1920-е годы Михаил Михайлович много работает и как художник, и как краевед. Он объездил почти все центральные районы Якутии, делая зарисовки предметов старины. В местной печати появились его небольшие заметки о исторических преданиях якутов. Носов охотно выполнял поручения Якутского республиканского краеведческого музея. Вступает он и в члены общества «Саха кэскилэ» («Будущее якутов»).

В 1920 — 1930-х годах собирательская работа Якутского музея стала вестись планомерно, причем проводились и археологические изыскания. В 1927 — 1929 годах археолог Е.Д. Стрелов сдал в фонды музея партию археологических находок. Зарисовки с фрагментов одежды из старинного погребения выполнял М.М. Носов. Вместе с находками археолога Стрелова зарисовки Носова демонстрировались на музейной выставке, которая получила в Якутске большой резонанс. По свидетельству якутского ученого и краеведа И.Д. Новгородова, «многие сомневались в принадлежности этих погребений именно якутам, а не другим народностям нашего края».

М.М. Носов. Атлас по материальной культуре якутов. Шаманский костюм
М.М. Носов. Атлас по материальной культуре якутов. Шаманский костюм

В 1930-х годах наиболее ценные поступления в фонды Якутского музея были связаны с самостоятельными археологическими раскопками его сотрудников. Эти работы начались в 1933 году, когда музейная экспедиция в составе М.И. Ковинина и Г.В. Ксенофонтова обследовала в Орджоникидзевском районе более десяти погребений, в том числе внуков легендарного Тыгына — Мазары Бозекова и Софрона Сыранова. В ходе раскопок былой извлечены 154 предмета, относящиеся к XVIII веку. В 1937 году И.Д. Новгородов, М.И. Ковинин и С.И. Боло в Мегино-Кангаласском районе раскопали захоронение родоначальника Мойрукского наслега Аба Уос Дьорго (Идельгина) и его невестки. Эта экспедиция вскрыла девять могил. Первые археологические изыскания позволили пролить свет на историю освоения якутами долин Средней Лены.

В 1934 году М.М. Носов поступил на работу в Якутский музей. Он получил возможность применить на практике все свои знания по этнографии якутов. Художник принимал деятельное участие во всех видах музейной работы. Но больше всего его как исследователя интересовала история якутской народной одежды. Носов выполнил множество зарисовок женских украшений, деталей одежды, одежды и головных уборов якутов из погребений, датированных XVII — XVIII веками, причем до наших дней дошла только малая часть этих рисунков. Михаил Михайлович реконструировал одежду из двух раскрытых музейными археологами погребений: могил XVIII века из местности Киис-Тиэрбит Мегино-Кангаласского района (1937) и могилы XVIII века Марины Дьячковской из Чурапчинского района (1938).

Образцы зимней женской одежды
Образцы зимней женской одежды

В 1938 году И.Д. Новгородов и С.И. Боло в Чурапчинском районе изучили захоронение родоначальника Одьулунского наслега Омуоруйа Бая и его дочери. В том же году в Чурапчинском и Мегино-Кангаласском районах были раскопаны еще 26 погребений. В 1939 году краеведы Г.Д. Фёдоров и М.М. Носов обследовали захоронение, найденное в Якутске. В 1940 году И.Д. Новгородов в местности Абалах Мегино-Кангаласского района раскопал погребение XVIII века…

Летом 1938 года на основе накопленных археологических находок музей организовал выставку якутских материалов, относящихся к XVII — XVIII векам.

Результаты проведенных работ по реконструкции одежды якутов легли в основу двух научных статей Носова. Одна из них — «Одежда и ее украшения у якутов XVII — XVIII веков» — была опубликована в 1955 году в первом выпуске «Сборника научных статей Якутского республиканского краеведческого музея». Другая — «Эволюционное развитие якутской одежды с конца XVII столетия до 1920-х годов» — в 1957 году вошла во второй выпуск сборника.

В 1938 году по заказу Якутского краеведческого музея для сельскохозяйственного отдела художник подготовил серию рисунков старинных орудий труда (бороны разных типов, ловушки для грызунов и птиц), а также изобразил традиционные способы молотьбы зерновых, хранения снопов и скирд. Художник выполнил эту серию со свойственной ему скрупулезностью, консультируясь у стариков. Для этого Носов отправился в Амгинский район, на свою родину, так как жители Амгинской долины очень давно по примеру русских первопроходцев стали выращивать пшеницу, ячмень, рожь и другие зерновые культуры. Носов сделал зарисовки трех типов бороны: двух рамочного типа и одной архаичной, простейшей по конструкции, сделанной из вывороченных корней деревьев.

Якутский краеведческий музей
Якутский краеведческий музей

Годы работы в музее оказались самыми плодотворны ми в творчестве Михаила Михайловича Носова. Здесь он успешно сочетал и творческую работу как художник, и научные интересы как исследователь-этнограф. «Мои живописные произведения всегда имеют историко-этнографическое содержание, а это содержание, в свою очередь, входит в круг моих научных работ. Один вид работы является составной частью другого вида работы», — часто повторял Михаил Михайлович.

С 1947 года и до конца жизни Носов работал в Институте языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР. В эти годы он завершил дело всей своей жизни — пятитомный Атлас по материальной культуре якутов XVII — начала XX века. Он содержит разделы: одежда и ее украшения, предметы быта, орудия труда, жилье и хозяйственные постройки, народный орнамент.

«Научная ценность труда М.М. Носова не подлежит сомнению, — писал об этом уникальном труде известный краевед И.Д. Новгородов. — Можно сколько угодно критиковать, находить в деталях рисунка кое-какие несовершенства, но то, что сделано Носовым, никто еще не делал и не собирается делать.

Якутская усадьба. Худ. Носов М.М.
Якутская усадьба. Худ. Носов М.М.

Настоящий альбом — результат кропотливого и упорного труда человека, который совершенно бескорыстно и с похвальной любовью на протяжении почти полстолетия занимался изучением материальной культуры якутов. И надо сказать, что Носов М.М. достиг поставленной перед собой цели — создал неоценимый труд, могущий стать в случае издания его (в цветном оформлении) одним из шедевров подобного рода альбомов».

Михаил Михайлович Носов работал в жанрах рисунка, графики, живописи. Он был глубоко убежден в том, что молодое изобразительное искусство якутов должно развиваться как глубоко народное и художественно самобытное. Темы для своих картин Носов черпал из историко-этнографического материала и фольклора, старался сохранить в них этнографическую достоверность. Таковы его «Якуты XVII века. Ысыах» (1938), «Старинная нарядная ураса» (1945), «Первые засельники Лены» (1948) и другие. Все эти работы вводят нас в далекий, необычный, воссозданный щедрой фантазией художника мир старины. Они не только художественно документируют прошлое, но и романтизируют действительность, пробуждают поэтическую атмосферу фольклора.

Лучшими живописными произведениями Носова стали пейзажи. Особенно проникновенны «Северное сияние», «Осень» и «Полярная ночь» (1948), а также последние картины «Долина Эркээни» и «Долина Кулатты» (1957). В 1945 году М.М. Носову было присвоено звание народного художника Якутской АССР, в 1957 году — заслуженного деятеля искусств РСФСР. Умер художник 27 июля 1960 года.

Могила М.М. Носова на Маганском кладбище
Могила М.М. Носова на Маганском кладбище

В последний период деятельности художнику предоставили возможность применить опыт орнаменталиста и свои знания в области материальной культуры якутского народа в современной архитектурной практике. В ходе строительства главного корпуса Якутского филиала СО АН СССР М.М. Носову предложили составить эскизы орнаментального оформления фасада, фойе и плафона конференц-зала этого здания. Выполненные по его эскизам декоративные рельефы вобрали в себя пластическую выразительность и монументальную торжественность якутского народного орнамента. К сожалению, оформленный по эскизу Носова плафон конференц-зала разрушился во время пожара в здании в 1970 году. Но сохранились выразительные орнаменты Носова в оформлении подкарнизного ряда на пилястрах здания, развернутого фасадом на центральную площадь Якутска.

Главный корпус Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР. Построен в 1959 г
Главный корпус Якутского филиала Сибирского отделения АН СССР. Построен в 1959 г

Благодаря работам Носова был сохранен громадный пласт якутской культуры, так как многие вещи, послужившие ему образцами для обобщающих рисунков и акварелей, не сохранились до нашего времени. И кроме этого сам изобразительный материал художника представляет собой самостоятельные произведения изобразительного искусства.

По материалам И.А. Потапова .Источник: https://www.yakutskhistory.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *