Легенда Якутской кинофикации

Летоисчисление советского кинематографа начинается с Декрета Совета Народных Комиссаров «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного Комиссариата просвещения». Этим декретом «вся фотографическая и кинематографическая торговля и промышленность, как в отношении своей организации, так и для снабжения, распределения относящихся сюда технических средств и материалов, передается на всей территории РСФСР в ведение Народного Комиссариата просвещения». Декрет подписан 27 августа 1919 г. В.И. Лениным. Этим Декретом кинематограф был передан народу и подчинен интересам социализма. Он определил организационные формы существования кино как искусства.

В Якутии национализация кинематографии произведена в 1920 г., в частности, в протоколе №26 Якутского райревкома от 17 июля 1920 г. говорится: «Все существующие по области кинематографы (аппараты, картины, ленты и все принадлежности к ним) национализируются и передаются в ведение отдела народного образования». Постановление подписал П.А. Ойунский (Слепцов). Однако до 1926 г. киносеть существенно не развивалась, на всей территории Якутии было всего 2 киноустановки, а в 1926-27 гг. – 4, в 1927-28 гг. – 5, в 1928-29 гг. – 15. Расширению киносети мешало отсутствие квалифицированных кадров. Поэтому ЯЦИК в 1928 г., рассмотрев вопрос о состоянии и развитии кинодела в ЯАССР, утвердил Постановление: «1. В целях развития дела кинофикации по ЯАССР принципиально признать необходимым разъединение Якутского Госкино от Госнацтеатра и превращение Госкино в предприятие с самостоятельным Уставом, бюджетом и приспособленным зданием. 5. Поручить НКПЗ командировать в Центр лиц из местных аборигенов на подготовку по киноделу и одновременно организовать при Якутском Госкино курсы киномехаников низшей квалификации. Председатель ЯЦИК Н.В. Бубякин, секретарь ЯЦИК И.С. Захаров» (выписка из Постановления, утвержденного 19 ноября 1928 г. Президиумом ЯЦИК).

1930-й год следует считать годом начала регулярной подготовки киномехаников в республике. Четырехмесячные курсы по подготовке киномехаников немого кино работали до 1935 г.  О первых выпускниках курсов – киномеханиках-передвижниках немого кино газета «Социалистическая Якутия» в 1935 году писала: «Кинопередвижник – это не просто механик, знающий свой аппарат, но он, прежде всего, культармеец, пропагандист и агитатор. Среди них есть самоотверженные замечательные люди, подлинные носители культуры в массы». С 1935 года курсы были переведены на подготовку киномехаников звукового кино. Курсы не прекратили свою работу и во время войны. Профессию киномеханика освоили девушки. Многие мужчины ушли на фронт. На 1 января 1955 г. в республике работало 388 киноустановок, в том числе 283 государственных, 51 профсоюзных, 54 ведомственных (школьная и других ведомств). Укрепился преподавательский состав школы.  Преподавателями стали выпускники Ленинградского института киноинженеров.

В 1959 году Иван Жараев одним из первых якутян окончил Ленинградский институт киноинженеров, защитив диплом на «отлично». На выпускном банкете ректор института, профессор Сергей Михайлович Проворнов тогда сказал так: «Вот Ваня Жараев из далекой Якутии отказался от престижного места распределения, мотивируя тем, что он приехал из Якутии и поедет на работу только на родину хоть на какую должность. Помню, впервые я его встретил очень худым, утомленным с дороги, небогато  одетым, плохо говорящим по-русски. И он замечательно окончил институт, много был занят общественной работой, дисциплинирован, человек обязательный. Желаю тебе, Ваня, плодотворной работы, всех благ и счастья». Эти  слова профессора остались в памяти Ивана  Спиридоновича на всю жизнь. А «престижным» местом С.М. Проворнов назвал работу в аэрофотосъемке, конструкторском бюро, куда могли распределить Ивана Жараева. Это бюро, как узнал позже, было связано с космонавтикой.

Иван Спиридонович Жараев прошел огромный трудовой путь. Eго трудовая деятельность началась 3 сентября 1959 г.,  в качестве преподавателя Республиканской школы киномехаников, затем он  перешел работать главным инженером отдела кинофикации Министерства культуры ЯАССР. В 1963 году назначен начальником Управления кинофикации при Совете Министров ЯАССР, после его переименования стал председателем Государственного комитета по кинофикации ЯАССР. Более 17-ти лет входил в состав Правительства республики, 30 лет руководил киносетью и кинопрокатом Якутии. Эти годы были годами бурного развития кинематографии нашей республики. И.С. Жараев внес огромнейший вклад: за эти годы киносеть расширилась более чем в полтора раза, было построено 25 кинотеатров (в Якутске – 4, 21 – в заречных, северных, вилюйских районах, в городах Мирном, Нерюнгри, Ленске). Под его руководством были созданы постоянно действующие курсы повышения специалистов кино в городах Якутске, Ленске, десятки людей направлялись на учебу в Советский кинотехникум и Ленинградский институт киноинженеров. Большая его заслуга в укреплении и становлении Якутского киноремпромкомбината, который стал крупнейшим на Дальнем Востоке. Предприятие занималось не только ремонтом и монтажом кинооборудования, но и выпускало кинотеатральные кресла и кинорекламу. В результате принятых мер по количеству кинопосещений Якутия занимала одно из первых мест в СССР. Каждый житель ходил в кино 42 раза в год!

И.С. Жараев был одним из инициаторов дубляжа художественных фильмов на якутский язык, создания творческо-производственного объединения «Север-фильм», впоследствии преобразованного в национальную кинокомпанию «Сахафильм», фонда развития кинематографии народов Севера, который финансировал первые два номера киножурнала «Республика Саха» и внес первоначальный взнос на съемку полнометражного художественно-этнографического фильма «Срединный мир» Алексея Романова. Он является одним из создателей производственной студии «Телефильм», преобразованной  впоследствии в СТВ, учебной телестудии.

И.С. Жараев  с 1992-94 гг. работал директором училище №7 кино-, видеотехники и электроники. В его бытность директором в училище появились новые специальности: кино, видеомеханик-радиотехник, оператор мини-телестудий. Открыта учебная телестудия «Кэскил», телестудия «23 канал». Одними из первых выпускников училище №7 по новым специальностям были Иннокентий Аммосов, закончивший в дальнейшем СПИКиТ по специальности «Кинооператор игрового кино» в мастерской народного артиста России Э.А. Розовского, внесший немалый вклад в «золотой» фонд якутского кино, Эдуард Новиков – режиссер, чьи фильмы удостоились многих наград на международных кинофестивалях, такие как «Тойон кыыл», «Мин үрдүбэр күн киирбэт»  и другие.

С его участием впервые в республике освоена коротковолновая передача телевидения. По его инициативе и активном участии выпущены художественные фильмы «Клятва Гиппократа», «Тайна предков», «Срочно…Секретно… Губчека» и «Семен Дежнев». Его идея создания Государственного национального хранилища кинодокументов о Республике Саха (Якутия) нашла воплощение. Ныне Национальный центр аудиовизуального наследия народов РС (Я) живет, развивается, материалы, хранящиеся в фондах, востребованы не только у специалистов в историческом плане, так и у широкого круга людей. Также много сил он посвятил созданию в стенах Госкинохранилища Музея кино  Якутии: им составлены концепция и тематико-экспозиционный план, начат сбор первых коллекций. По крупицам собраны данные истории развития кино в Якутии, они дают возможность проследить все этапы становления якутской кинофикации, а также киносъемок в республике. Иван Спиридонович участвовал в создании видеобиографических фильмов о знатных людях республики, фильмов о нематериальной  культуре малых народов Нижнеколымского улуса, которые хранятся в фонде Национального центра аудиовизуального наследия народов РС (Я).

Иван Спиридонович является одним из разработчиков Закона PC (Я) «О кинематографии»,  ставшего основным нормативным документом кинематографистов. Активный общественник: член бюро Якутского ОК ВЛКСМ (1964-1968), много лет был членом Президиума ОК профсоюза работников культуры, членом ГК КПСС и контрольно-ревизионной комиссии ГК КПРФ. В целях социальной защиты работников кино, для моральной и материальной поддержки пенсионеров, им в 1992 году была создана Республиканская  организация ветеранов кино, председателем которой он являлся 10 лет. В апреле 2004 года вышло постановление Правительства РС (Я) «О подготовке кадров для республиканской системы кинематографии», на основании которого открылось отделение «Киномеханик» на базе Радиотехнического колледжа. Иван Спиридонович поддержал и учредил для стимулирования способной талантливой молодежи свои именные стипендии по номинациям с вручением сертификатов.

Является составителем восьми из 11 частей сборника «Люди за кадром». В 2005 году вышла автобиографическая книга «Что человек делает, таков он и есть», а в 2011 году – книга «Заметки из истории кинематографии Якутии». Иван Спиридонович до последних дней делился опытом с молодыми работниками якутского кино, собирал материалы о вкладе работников кино PC (Якутия) в ВОВ и становления народного хозяйства Якутии. Также  по предложению от Академии наук PC (Я) принял активное участие в издании Якутского энциклопедического словаря, который выпущен после его ухода.

За заслуги в развитии кинофикации в Якутии и общественной жизни республики Иван Спиридонович награжден орденом «Знак Почета», медалями «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «Ветеран труда», «Ветеран тыла» знаками «За активную работу в комсомоле», «Ветеран партии», «Отличник кинематографии СССР», «Заслуженный работник культуры ЯАССР», «Заслуженный работник культуры РСФСР», «Почетный кинематографист РФ», ветеран кино Якутии. Иван Жараев – первый лауреат республиканской премии Союза кинематографистов PC (Я) «Күн Дьөһөгөй Айыы», его имя занесено в Книгу Почета Якутского киновидеообъединения, в знак благодарности от кинематографистов г. Якутска, установлена памятная доска на здании кинотеатра «Центральный».

«Я очень хочу, чтобы якутское кино поднялось на высокий уровень, как в советские времена. Ведь тогда кино было как идеологическое средство воспитания, несло нравственное значение. И мечтаю, чтобы кино вернулось в наши дни. Да, сейчас время другое, рыночное и кино другое. Больше выпускают коммерческие фильмы, где показано много убийств, драк, даже дети смотрят мультфильмы с таким же направлением. Мы сейчас потеряли кинозрителей на целое поколение. А кино должно воспитывать людей, и помогать. Хорошее кино нужно в любые времена! И таланты среди молодых у нас есть, они ищут свою дорогу. Это и Михаил Лукачевский, и Сергей Потапов, и  другие. Я верю, что наше якутское кино поднимется на очень высокий уровень…» – говорил Иван Спиридонович Жараев.

Сегодняшний феномен Якутского кино не родился на пустом месте, он был закономерен, предопределен благодаря таким людям как Иван Спиридонович. Глубокие знания, невероятная трудоспособность и непререкаемый авторитет дают право назвать его патриархом якутского кинематографа. Иван Спиридонович – человек, заслуживающий глубочайшего уважения за образцовую верность на протяжении всей долгой и нелегкой жизни своей профессии, своим убеждениям коммуниста, преданности семье и друзьям.

 

Лепчикова Полина Николаевна, отличник культуры РС (Я),

 председатель Совета ветеранов кинематографии РС (Я),

педагог высшей  квалификационной категории,

ветеран кино Якутии, выпускница ЛИКИ, преподаватель ТУ№7 (1987-92гг.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *