Маэстро детского Bel Canto

Широко известный не только в Якутии, но и в России и зарубежном  образцовый вокально-хореографический детский народный ансамбль «Кэнчээри» – детище заслуженного работника культуры России, Якутии, отличника образования РСФСР, СССР, РС(Я), почетного гражданина Усть-Алданского улуса, мелодиста, композитора-песенника, общественного деятеля  подвижника детского вокально-хорового искусства, просветителя, маэстро детского бельканто – Василия Степановича Парникова.

 

В 1976 году, впервые услышав пение ансамбля «Кэчээри»,  я был восхищён звучанием хорового коллектива. Это был высокохудожественный образец звучания детских голосов, идеал, к которому стремится ухо каждого педагога в работе с детским хором – высокий, полётный звук на хорошем дыхании, в серебристо-хрустальных обертонах, окрашенный во все цвета звуковой палитры во всём диапазоне детских голосов.

Как же он добивается таких высоких вершин в труднейшей профессии хормейстера, руководителя детского хора? Из года год, на протяжении многих десятилетий Василий Степанович выращивает новых и новых юных певцов, которые покоряют специалистов и слушателей разных стран.

На репетициях хоровой группы ансамбля «Кэнчээри» замечаешь,  как Василий Степанович обращает пристальное внимание детей на звучание каждой фразы в высокой позиции, в головном резонаторе. Ни один звук, ни какие нота и слог не должны звучать блёкло и тускло.

Василий Степанович характеризует этот звук, как «дьүрүһүтэ ыллааhын» – звонкое вибрирующее пение, издающее живой, переливающийся, журчащий звук. Он должен быть живым, одухотворенным, осмысленным каждым ребёнком-исполнителем, дающим звук в высоком певческом формате. Этому хормейстер уделяет много времени и внимания.

Каждый  ребёнок ищет блеск, серебристость своего голоса. Атмосфера репетиций бывает свободной и деловой. Конечно, руководителем ансамбля учитывается увлеченность, требуется осмысленность певческих задач каждым певцом.

Если рассказать подробнее о руководителе ансамбля Парникове Василии Степановиче, то он родился в мае 1945 года в семье сельских тружеников. Мама – Евдокия Семёновна – была дояркой, отец – Степан Николаевич – председателем колхоза. В семье никто не занимался музыкой. В 4 года Василий впервые услышал звуки гармошки. Тогда на участке, где жила семья, не было ни радио, телевидения. И это было чудо для юного слушателя!  Маленький Вася не отходил от гармошки и всё хотел, чтоб она звучала. Позже, после смерти отца, живя и обучаясь в интернате, Вася познакомился с нотами и инструментами. В интернате был духовой оркестр, в котором играли воспитанники интерната. Там же в интернате Василий научился  играть на баяне.

Трудовую деятельность Василий Степанович начал в 1963 году художественным руководителем Дюпсюнской средней школы. Работал учителем истории, музыки, физкультуры в Оспёхской, Наяхинской школах.

В это время создавался знаменитый Наяхинский хор, который позже стал “Наяхинским народным танцевально-хоровым коллективом“. Организовал и работал его руководителем талантливый хормейстер Васильев Семён Гаврильевич. Не имея специального образования хормейстера, повышая свою квалификацию на курсах хормейстеров, Семён Гаврильевич создал хоровой коллектив, который стал известен в Якутии и России,  являясь лауреатом многих конкурсов в Якутске, Иркутске, Москве, Чите и Магадане. Наяхинский хор первым  из якутских самодеятельных хоровых записан на Всесоюзном радио и грампластинке фирмы “Мелодия”.

Василий Степанович пел в Наяхинском хоре 12 лет. Он был и артистом хора, и солистом, также выполнял общественную работу – старосты хора и комсорга. Деятельность Василия Парникова в Наяхинском хоре послужила ему своеобразным музыкальным университетом. Он всю жизнь учился, повышая своя квалификацию музыканта-хормейстера.

Работа над академическим пением кропотлива и долговременна. А ведь это был неизвестный хоровой коллектив из дальнего села. Яркое выступление только что основанного коллектива “Кэнчээри” говорило о мастерстве и таланте хормейстера ансамбля.

В связи с первыми выступлениями ансамбля «Кэнчээри», сразу появились первые восторженные отзывы о его творчестве.

В 1976 году завуч музыкального отделения ЯПУ, хормейстер Геннадий Куртов взволнованно выступил перед студентами отделения: «Вот вы послушали, как прекрасно поют дети из сельской восьмилетней школы!.. А когда вы, будущие учителя музыки, будете петь как они?»

В 1978 году главный хормейстер Дворца детства Узбекистана сказал: «Удивительно, как звонко поют дети из далекой северной страны! Мы еще не умеем так петь».

На научно-практической конференции 1979 года после первого Всероссийского музыкального праздника в Перми было высказано такое мнение: «Песни «Кэнчээри» якутской делегации профессиональны, танцы поставлены на классической основе. Выше всех похвал!»

После этого на адрес Мюрюнской восьмилетней школы руководителю ансамбля «Кэнчээри» В.С. Парникову пришло письмо: «Уважаемый Василий Степанович! Правление Всероссийского хорового общества всем участникам вокального ансамбля «Кэнчээри» Усть-Алданского района и Вам лично за успешное участие в концерте Всероссийского музыкального праздника школьников, прошедшего в городе Пермь с 5 по 10 декабря, объявляет благодарность! Желаем еще больших успехов в творческой работе.

Москва. 26 декабря 1979 г.

Председатель правления Всесоюзного хорового общества, Народный артист СССР, композитор, хоровой дирижёр Владислав Геннадьевич Соколов».

В этом же году ансамбль «Кэнчээри» был приглашен на Центральное телевидение, участвовать в передачах «Молодые таланты» и «Весёлые нотки».

Летом 1979 года в Ялте, в международном лагере «Спутник» начальник по политической работе В.С. Шипко сказал: «Дорогие маленькие друзья! Большое спасибо за Ваши песни и танцы! Советские и зарубежные гости уходят с концерта с большим удовлетворением. Всем очень понравилось Ваше выступление! Молодцы! Просто прекрасно! Вам давно пора выступать за границей. Успехов всем в искусстве!»

Заслуженный деятель искусств РСФСР, художественный руководитель хоровой капеллы мальчиков в г. Горьком (ныне Нижний Новгород), организатор и руководитель камерного хора Горьковского хорового общества, профессор горьковской консерватории, член правления Всесоюзного хорового общества, композитор Лев Константинович Сивухин услышав выступление «Кэнчээри», похвалил: «Вы поёте прекрасно! Можете выступать где угодно!»

В 1983 год. Главный хормейстер ансамбля песни и пляски им. В.С. Локтева Московского Дворца пионеров А.А. Егорова, повторно пригласив для показательного выступления ансамбль «Кэнчээри», перед хормейстерами Московского Дворца пионеров, сказала: «Слушайте, как технически поют дети, какое дыхание, какая выразительность! Большое спасибо, ребята! Приглашаем Вас на Новогодний вечер Дворца!»

Высоко оценивая выступление «Кэнчээри», художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля песни и пляски Московского дворца пионеров, заслуженный деятель искусств РСФСР А.С. Ильин отправил благодарственное письмо в адрес Мюрюнской восьмилетней школы: «Коллектив действительно показал высокое хореографическое искусство. Думаем, ансамбль  является гордостью Якутии! Благодарим участников ансамбля «Кэнчээри» и его руководителя за искусство!»

Редакция газеты «Пионерская правда» писала: «В Союзе нет коллектива такого уровня в образовательной школе! Просто прекрасно! Спасибо за большое искусство!»

В 1985 году во время Международного детского фестиваля в рамках XII-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов Всесоюзного пионерского лагеря «Артек» главный редактор Чехославацкого радио Мирослав Турек сказал: «От всего сердца я ставлю «пятёрку» нашему другу В.С. Парникову и его коллективу за выступление ансамбля в Артеке на Международном детском празднике!!! Пусть всегда встречаются наши зрители с таковыми мастерами искусства, как ансамбль “Кэнчээри”».

Заслуженный работник культуры России, организатор и художественный руководитель многочисленных хоровых коллективов в Новосибирске, в том числе известного студенческого любительского академического хора Новосибирского электротехнического института, профессор Новосибирской консерватории им. М.М. Глинки Юрий Александрович Брагинский во время республиканского семинара по развитию хорового искусства в Якутии сказал: «Василий Степанович, извините меня, пожалуйста. Я позавчера неправильно  выразился об уровне хорового искусства в Якутии. Оказывается, Вы достигли европейского уровня развития! Большое спасибо за высокое искусство!»

Жак Карро, учёный-филолог из Франции, переводчик Национальной библиотеки Парижа отметил: «…В Мюрюнской школе меня поразил детский ансамбль, руководимый месье Парниковым… Участники ансамбля «Кэнчээри» поют почти как профессионалы, это меня поразило и обрадовало. Меня тронули французские песни в их исполнении».

В 1992 году Генеральный консул РФ в Тунисе Б. Чигорин после выступления на международном фестивале в Тунисе сказал: «У нас бывают многие коллективы со всех стран мира. Они выступают в одном жанре. Я не видел до сих пор такого универсального коллектива, такого профессионального уровня, как Ваш коллектив! Ваши дети также талантливы, но очень скромные в повседневной жизни. А на сцене так преображаются, выступают от души. Я до сих пор не знал якутов. Раз дети такие талантливые, то представляю, как талантлив ваш народ. А ваш президент очень мудр, раз так заботится о своих детях, за будущее своей республики. Большое спасибо за высокое искусство!»

В 1994 году Клод Гоазген, вице-мэр Парижа восхищён: «Ваши песни профессиональны, танцы прекрасны! Я даю Вам первое место и приглашаю в Париж!»

… Идёт время, меняются люди, исчезают и возникают государства, а слава,  признание, характеризующие творчество ансамбля «Кэнчээри», остаются!.. Это феномен!

2003 год. Международный фестиваль в Турции: «Кэнчээри» покорил Турцию! Мы еще раз приглашаем Вас в следующем году!»

В 2006 году Председатель комитета по материальным ресурсам Государственной Думы России Н.В. Комарова сказала: «Я не думала в сельском районе встретить творческий коллектив такого высокого уровня мастерства, как этот ансамбль «Кэнчээри»! Просто восхищена талантом, мастерством детей! Спасибо большое за прекрасный концерт!!!»

Август 2007 года. Директор Фестивального комитета Г.В. Скворцова выразила благодарность: «Уважаемый Василий Степанович! Оргкомитет Международных фестивалей Международной программы «Жизнь городов» выражает Вам искреннюю  признательность и благодарность за содействие в организации поездки во Францию образцового детского коллектива «Кэнчээри» (с. Борогонцы) под Вашим руководством и его участие в Международном фестивале «Хрустальная лира». Ансамбль с большим успехом выступал на разных концертных площадках в Порт-Баиле (Нормандия), достойно представил Республику Саха (Якутия) и Россию на международном мероприятии. Коллектив награжден специальным призом и Дипломом Гран-При фестиваля. Оргкомитет фестиваля высоко оценил выступление ансамбля во Франции, вклад в популяризацию российского искусства за рубежом, укрепление международного имиджа России… С удовольствием примем коллектив на наши международные фестивали».

7 декабря 2007 года Главный регент Храма Спасителя в Москве удивился: «Неужели это дети поют?! Они прославили Якутию!»

Алексий II, Патриарх Всея Руси отметил: «Исполнение якутских детей на высоком уровне литургических произведений показывает развитие духовности до самых северных окраин нашей необъятной России!»

Владыка Зосима, епископ Якутский и Ленский тоже не остался в стороне. Он подчеркнул: «Исполнение детей ансамбля «Кэнчээри» и хора «Соловушка» в храме Христа Спасителя – это эпохальное событие, это прорыв в духовном и культурном развитии Якутии!»

В сентябре 2012 года организаторы 30-го народного фестиваля туризма и искусства в г. Лоянь (Китай) объявили: «Ваш коллектив самый лучший!!!»

А 25 ноября 2012 года главный регент Храма Спасителя Москвы И.Б. Толкачёв выразил свою признательность: «Ваши дети отлично поют! Большое спасибо за сотрудничество!»

29 ноября 2012 года С.А. Возной, главный регент Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга снова подтвердил мастерство воспитанников Василия Степановича: «Ваши дети прекрасно спели! Большое спасибо за успешное участие в богослужении!»

В 2015 году преподаватель института им. Гнесиных М. Александрова выразила своё восхищение: «Я восхищена исполнением детей ансамбля. Сперва не поверила, что это дети поют. Какие чистые, сильные голоса!!!»

2015 год. Ш. Вудворд – президент Всемирной организации музыкального образования (США): «Я восхищена одаренностью и гениальностью этих детей!»

Сколько бы времени ни прошло, внимание к ансамблю не угасает. В 2016 году во время Всероссийской независимой экспертной комиссии Москвы Международного форума «Инновация и развитие»  ансамбль «Кэнчээри» и его руководитель Василий Степанович Парников получили много восторженных отзывов о творчестве ансамбля!!!

Да, за эти годы, когда в нашей стране шли огромные социальные преобразования, ансамбль «Кэнчээри» сохранил и развил свое творчество. Благодаря огромной целеустремленности, постоянству руководителя, внедрению им своей уникальной собственной методики выращивания и развития детских голосов, ансамбль «Кэнчээри» не утратил своё искусство, а приумножил его.

Все достижения ансамбля, подтверждённые профессионалами-музыкантами, говорят о том, что В.С. Парников педагог-новатор, хормейстер сумевший создать детский певческий коллектив универсального исполнительского мастерства. Диапазон исполнительского мастерства воспитанников детского  ансамбля «Кэнчээри» распространяется от этнического фольклора до мировой классики. Прекрасно звучат произведения Каччини, Перголези, Моцарта, Глюка, русская духовная музыка. Поэтому Василия Степановича можно назвать основателем первого универсального детского коллектива, исполняющего произведения как в академической, так и народной манере.

Конечно, ансамбль «Кэнчээри» является достойным брендом и визитной карточкой музыкальной культуры Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации.

Ещё в начале творческого пути ансамбля первый профессиональный хормейстер Якутии, народная артистка РС(Я), заслуженная артистка РСФСР и ЯАССР Ф.А. Баишева, будучи председателем Якутского хорового общества, писала о Василии Степановиче, как о хормейстере-самородке, который учит детей пению академическому и одновременно – в народной фольклорно-этнической манере. Ф.А. Баишева благославила В.С. Парникова на вокально-хоровое творчество.

Н.С. Толбонова, заслуженный работник культуры РС(Я), бывший директор Республиканского Дома народного творчества пишет: «… Этот коллектив  стал гордостью хорового исполнительства не только Республики Саха (Якутия), но и России.

Надо заметить, что сегодня по всей России нет ему подобных детских любительских хоровых коллективов, которые бы на протяжении многих лет функционировали и достигали такого исполнительского мастерства, как «Кэнчээри». Василий Степанович воистину является феноменом в музыкальной практике, которому надо поклониться и преклониться. Он того достоин!»

Ещё в 80-х годах Василий Степанович выдвинул концепцию, что детей можно и нужно обучать сразу трём направлениям пения: академическому, народному и эстрадному. Конечно, среди педагогов вокала академического стиля случился переполох! Как? Ведь это три разные, взаимоисключающие манеры исполнения!

Здесь нужно пояснить, что якутское народное пение имеет свою специфику и требует достаточной подготовки и особого мастерства. Якутское народное пение в стиле «дьиэрэтии» и «дэгэрэҥ» требуют многочисленных призвуков при пении, милизмов, вздрагиваний, особой вибрации голоса. Вокалисты-академисты всегда считали и считают, что народное пение портит академический голос, так как является «горловым».

Но Василий Степанович решился доказать на практике обратное. И результаты налицо. Все дети ансамбля могут и умеют петь в академической, народной (фольклорно-этнической) и эстрадной манерах. И это могут дети из Якутской сельской глубинки!  Благодаря этому, в 2009 году ансамбль впервые в Якутии поставил детский вариант оперы «Нюргун Боотур Стремительный» П. Ойунского на либретто Суоруна Омоллоона, музыку М. Жиркова и Г. Литинского по сценарию и режиссуре Василия Парникова.

Постановка оперы-олонхо в детском варианте имела большой успех. Запись данной постановки оперы-олонхо служит наглядным пособием и на уроках музыки, и на уроках якутского языка общеобразовательной школы.

Саргылана Максимова – воспитаница ансамбля “Кэнчээри”, проректор АГИКИ, кандидат исторических наук – отмечает полную социализацию и адаптацию детей в разновозрастном коллективе: “В ансамбле были выработаны свои оригинальная структура и стиль организационного поведения: самоуправление и самоорганизация. Особенно это было нужно в поездках, на гастролях,  когда мы были в коллективе как один человек. Все удивлялись нашему поведению и организованности. А какую ответственность нёс наш руководитель! Специалисты говорили, что мы в совершенстве владеем академической манерой исполнения. Конечно, залогом успеха коллектива стал неутомимый постоянный труд талантливого руководителя ансамбля – Василия Степановича Парникова».

Озвучивая педагогическую деятельность Василия Парникова, обозначая его как большого мастера – маэстро детского Bel Canto нужно оглянуться назад. Какую армию воспитанников, певцов, патриотов своей Республики, Родины им воспитано!

Сколько из них стали профессиональными музыкантами, классными педагогами, сколько работает в народном хозяйстве! Это – одна большая семья! Благодарность создателю, художественному руководителю ансамбля “Кэнчээри” – Парникову Василию Степановичу за настоящее большое искусство!

 

В.С. Жирков,

заслуженный работник

образования РС(Я)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *