Народный коллектив “Эннэкэн”: ощутить пульс духовной культуры

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. В далёкие восьмидесятые прошлого столетия при Доме культуры с. Хатыстыр работало немало студий художественной самодеятельности.  Постепенно исчезают традиционные  черты культуры народов Севера и весьма актуально сделать всё возможное, чтобы возродить, сохранить и приумножить самобытную культуру эвенкийского народа.  К этому и стремились организаторы и руководители студий сельского Дома культуры.

На базе студий художественной самодеятельности при ощутимой поддержке заведующего отделом культуры Алданского райисполкома В.Г.Миськова, председателя Беллётского сельского Совета   В.П. Марфусаловой  и молодых специалистов: методистов по культпросветработе Т.В.Егоровой и по фольклору Э.И.Фёдоровой  было решено создать фольклорный ансамбль песни и танца. Постановками танцев занималась А.В.Енохова, педагог   школы №20, изготовлением костюмов – Э.И.Фёдорова, специалист по фольклору  и вокалистка ансамбля Зоя Фёдоровна Порядина, медсестра Хатыстырской участковой больницы. После поездки коллектива в Олёкминск родилось название «Эннэкэн», в переводе с эвенкийского «Оленёнок».

Инициаторы создания этого ансамбля проделали огромную работу: они собрали в коллектив знатоков эвенкийского фольклора, искали традиционную одежду, музыкальные инструменты, бытовую утварь, охотничье снаряжение, записывали старинные песни, хороводы, обряды, предания, легенды. Они понимали, как важно сохранить местный материал и возродить жанры фольклора.

Альбина Владимировна Енохова, талантливый от природы человек, тонко чувствующий мелодику и ритм родного языка, смогла по-настоящему увлечь, повести за собой, являлась идейным вдохновителем объединения певцов и танцоров.  Неоценимый вклад в возрождение и развитие национальной эвенкийской культуры внесли истинные носители фольклора- старожилы, ветераны Великой Отечественной войны и ветераны труда П.Е.Марфусалов, Д.П.Пудов, Д.П.Гермогенов, А.А.Григорьева, Д.П.Никитина, владеющие эвенкийским языком, знатоки хороводных песен. Тогда-то коллектив окончательно определился с тематикой, номера с тех пор построены именно на национальном эвенкийском фольклоре.

Было престижно очутиться в рядах участников коллектива, молодёжь стремилась попасть туда всеми силами.  Ансамбль прославился на фестивале «Алданская весна», гремел в районе. Ездили с концертами по БАМу, гастролировали по необъятным просторам республики. Итог плодотворной работы коллектива – сюиты «День оленевода», «Рождение оленёнка», танец «Глухарь», которые стали визитной карточкой объединения и принесли «Эӈнэкэну» звание народного ансамбля в апреле 1985 года на фестивале «Танцует Якутия» в г. Якутске.

 

Постановка народных танцев требует глубокого знания материала, практического опыта работы со знающими тайгу людьми, их меткий взгляд, распознающий зверя, их повадки, их поступки – всё это используется в работе постановщика танца. Именно они, охотники и оленеводы – живая часть природы, именно они в общении с ней несут в себе элементы духовной культуры. В танцах, поставленных А.В.Еноховой, мастерски подмечены присущие только эвенкам движения, через танцы, песни, игры пробуждаются чувства, что мы часть своего народа, что мы – эвенки.

В репертуаре ансамбля появляются подражательные танцы, изображающие животных и птиц. Уникальный по постановке, по мнению Баишева Геннадия Семёновича, руководителя Государственного ансамбля песни и танца Якутии, является танец глухарей, для постановки которого тщательно изучались повадки этих лесных красивых птиц. Тема богатого животного мира нашего края, его первозданная красота сквозит и в танце «Соболя», который заслужил восхищение у тех, кто его видел.

Минуло больше тридцати лет со дня образования Ансамбля «Эӈнэкэн». За эти годы сменилось множество участников, усовершенствовался репертуар, расширились концертные площадки. Теперь коллектив выезжает не только за пределы республики, но и страны, пропагандируя самобытную культуру и традиции северных народов Якутии. На сегодняшний день ансамбль выступает под руководством Фаины Валерьевны Архиповой, выпускницы АГИКИ, отличника культуры РС(Я), которая также ставит перед собой задачу бережно сохранять и пропагандировать народное танцевальное искусство, создавать сценические формы на основе подлинных народных движений и ритмов.  Коллектив не только бережно хранит все варианты хороводов и эвенкийских народных танцев, но и не боится ставить танцы народов мира, современные композиции. В последние годы ансамбль посвятил работе над постановкой музыкально-танцевального спектакля «Торгандун Средней земли» по сюжетам эвенкийского нимгнакана, записанного от известного эвенкийского сказителя Николая Гермогеновича Трофимова, который был высоко оценен зрителями. А также для Фаины Валерьевны характерны постановки не просто танцевальных номеров, а целостных проектов: «Родина Моя», «Семь алмазов», «История Алдана», «Священная земля Дулин Буга».  Не менее важную роль в “Эӈнэкэне” отводят устной форме народного творчества. Участники ансамбля постоянно участвуют в конкурсах чтецов, фестивалях, посвященных родным языкам. Во время пандемии руководители и участники   коллектива работали над созданием фильма «Алданцы – эвенки в годы войны».

Номера ансамбля за эти 35 лет стали визитной карточкой народной хореографии: самый знаменитый танец «Глухари», хороводы, «Танец соболей», «Танец мастериц», «Танец оленят», «Гуявун», «Дялан», «Связь времен» «Нить жизни», «Танец охотников» и т.д. Зрители через самобытные танцы, сюиты, композиции узнают интересную уникальную культуру эвенков. Где бы ни выступал коллектив, везде ему сопутствует успех. Уже больше тридцати лет, как коллектив выступает в статусе народного. Защита коллективом звания «народный» это всегда большой праздник для зрителей и своеобразный экзамен для каждого коллектива на творческую зрелость, активную работу, развитие. В марте 2017 г «Эӈнэкэн» в очередной раз блестяще подтвердил это звание на защите, на которой выступило 7 поколений эннэкэновцев. Он по праву зовётся народным.   В коллективе более двух сотен участников. Творческие объединения молодёжи, женщин и бабушек Хатыстыра тоже принимают участие в жизни «Эӈнэкэна». Мастерство артистов отмечено множеством почётных грамот, благодарственных писем, дипломами лауреатов различных конкурсов.  Этнофольклорный коллектив «Эннэкэн» является одним из ведущих национальных коллективов  Алданского  района, ни один праздник, встреча, юбилей не обходится без нашего самобытного ансамбля,  который  принимает участие в организации  и проведении всех национальных  праздников в Алданском районе. Народный коллектив ансамбль танца «Эннэкэн» – неизменный участник городских, районных, республиканских и международных праздников. География его концертных выступлений за пределами республики обширна: Сахалин, Улан – удэ, Новосибирск, Москва, Санкт – Петербург.

Отметим некоторые достижения ансамбля: Гран-при республиканского конкурса «Аюкта 2017» г. Алдан. за танец «Дялан», Александра Филиппова – 1 место в номинации «Народный вокал», 1 место в номинации «Мода» (сентябрь, 2017); Лауреаты 1 степени в номинациях «Народно-сценический танец», «Художественное слово», «Народный вокал», «Мода». Диплом «За сохранение и развитие традиций» 65-ого Международного фестиваля-конкурса детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда», который проходил 3-6 ноября 2017 г. в г. Новосибирске (ноябрь 2017), Диплом 3 степени в номинации «Танцевальное творчество», в номинации «Этномода» – Диплом 1 степени Региональный конкурс «Эвенкийский нимгнакан» г. Улан –Удэ (ноябрь, 2018). В 2017 году удостоены звания «Лучший коллектив республики», проводимый рамках Декады ко Дню работников культуры участие по приглашению в проекте Республиканского Дома народного творчества и социокультурных технологий «Грани алмаза» в г. Якутске, в 2018 году организация  и проведение наслежного праздника «Бакалдын, посвященного 100-летию П.А. Марфусалова, а также республиканского национального праздника «Бакалдын-2019», посвященный Международному году языков коренных народов и одному из основателей праздника, председателю Совета старейшин эвенков России Ивану Михайловичу Атласову, участие в культурной программе Якутского национального праздника «Ысыах олонхо» в Коломенском г. Москва и в г. Санкт – Петербурге в составе делегации от Алданского района, надо сказать, что Ысыах в Коломенском с участием алданцев по итогам 2019 г. признан «Лучшим праздником Москвы и Московской области», в чем  немалая заслуга народного коллектива «Эннэкэн». В 2019 г. на Межрегиональном молодёжном эвенкийском фестивале «Аюкта-2019» г. Якутске отмечены Диплом 1 степени – в номинации «Стилизованные костюмы», Лауреаты 1 степени – направление «Танцевальное творчество», Лауреат 3 степени – Попов Ким «Песенное творчество», Лауреат 1 степени- Корнилова Снежана, Лауреат 3 степени – Степанова Ганна – «Устное народное творчество». Дипломанты 1 степени – Сидорова Алтаней. В 2020 г. удостоены дипломом Лауреата 1 степени республиканского фестиваля-конкурса эвенкийской музыки и танца им. Виктора Гончикова в г. Улан – Удэ в номинации «Танцевальное творчество». Ансамбль является постоянным участником всех мероприятий, проводимых в г. Алдан и с. Хатыстыр – День оленевода, День наслега и др.

Стоит отметить о материально-технической базе ансамбля. Партнерами в создании костюмов являются наши родители, которые из камусов шьют торбаса,  куруму,  бисером украшают  костюмы. В целях пропаганды традиционной одежды эвенков у нас в приоритете стоит изготовление костюмов из замши и ровдуги, народные музыкальные инструменты изготовляем самостоятельно из копытцев, рогов, костей оленя, дерева. Ведем тесное сотрудничество с мастерами прикладного творчества Н.М. Григорьевой, Л.Д.Гермогеновой, В.А. Стручковой, З.А.Павловой, которые помогают нам в пошиве традиционных эвенкийских костюмов и особой вещи из быта эвенков – кумаланов. И. Стручковым, изготовил для нас маут-аркан длиной в 50 метров для танца «Нить жизни». По вопросам сохранения эвенкийского языка и духовной культуры эвенков консультируемся с Ассоциацией КМНС  РС (Я),  научными сотрудниками Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г.Якутск).

В составе ансамбля функционируют 4 коллектива-спутника ансамбля: Клуб бабушек «Дылача»  («Солнце»), год создания – 2000 г. Заявил о себе как транслятор лучших традиций народной педагогики, духовной культуры эвенкийского народа. Мы занимаемся с ними по репертуару, изучаем обряды, которые бабушки совершают на праздниках, торжественных мероприятиях. Клуб «Дылача» стал единственным исполнителем обряда «Встречи гостей» на республиканском Ысыхе Олонхо-2018, проходившем в Алданском районе. Клуб имеет свое положение, программу и уже сложившиеся традиции. Достижения клуба: они победители в номинации  «За сохранение народных традиций» г. Улан-Удэ в ноябре 2019 г. Наше старшее поколение – носители и хранители семейных ценностей и народных традиций. в столице Бурятии  бабушки  достойно представили наше село, район и республику  на фестивале-конкурсе «Эвенкийский нимгнакан». Участница клуба Галина Петровна Федорова получила спецприз за «Лучшую женскую роль», а Анфиса Павловна Авелова, сказитель-нимнгакалан стала победителем среди исполнителей эвенкийского эпоса.

Клуб женщин «Далбар Хотун», год  образования – 2013. В клубе занимаются в основном женщины – невестки саха, родом из Амгинского, Чурапчинского,  Нюрбинского, Олекминского и других районов республики. Также как с бабушками с ними ставятся обряды, разучиваются эвенкийские песни, с девочками младшей группы «Эннэкэн» ставятся совместные танцы, такие как «Мастерицы», «Гуявун». Клуб «Далбар хотун» – активные участники районных конкурсов и фестивалей, организуемых Департаментом культуры Алданского района, а также мероприятий, организуемых на площадке сельского поселения. В  ноябре 2017 года клуб женщин стал Лауреатом 3 степени  регионального конкурса «Бубен дружбы» в г. Хабаровске, где они продемонстрировали обряды эвенков.

Коллектив-спутник – совершенно самостоятельный хореографический ансамбль «Гэлэн», который состоит из взрослых танцоров, есть среди них и родители детей, занимающихся в «Эннэкэне». Молодёжный клуб «Гэлэн», который уже громко заявил о себе не только в районе, но и в республике, став обладателем Гран – при Ысыаха молодёжи в г. Мирном в 2017 г и Гран –при на ысыахе Туймады -2016. Молодежь принимает активное участие в конкурсах, фестивалях, организуемых в районе, таких как «Алданская весна» – Лауреаты 1 степени в 2019 г. Лауреаты 2 степени республиканского фестиваля-конкурса эвенкийской музыки и танца им. Виктора Гончикова в г. Улан – удэ – 2020 г.  Совместно с «Гэлэном» поставлены несколько сюит и танцев «Рождение олененка», «Связь времён».

Где “растят” будущее народного коллектива?  В коллективе – спутнике воспитанников детского сада «Сардана». До народных танцев малышам еще далеко, первые несколько лет они будут заниматься общей хореографией и знакомиться с народной культурой, обычаями и традициями эвенкийского народа.

Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. На наш взгляд, дети должны впитывать культуру своего народа через театрализованную деятельность, игры, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Театрализованная деятельность в детском саду — это хорошая возможность для раскрытия творческого потенциала ребенка. Игры всегда были непременным элементом народных обрядовых праздников. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту эвенкийских обычаев и обрядов. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции (Обряд посвящения в охотники, праздники Икэчик, Бакалдын, Байанай – ыйа, Нэлкини эмэрэн). Мы готовим театральные постановки нимгнаканов («Содани- богатырь»), эвенкийских  народных сказок.  Мы постоянные победители и призёры  районных мероприятий «Золотая сказка» в  ТЮЗ  г. Алдана и «Новый фарватер» Департамента образования Алданского района.

В настоящий момент состав всего коллектива составляет более 200 человек. Он как единый организм, слаженный и сплоченный. Задачи возрождения, сохранения и процветания народных традиций предков, приумножения духовного и культурного потенциала подрастающего поколения выполняются. «Эннэкэн», что в переводе с эвенкийского «Олененок», превратился в благородного- «красавца – оленя», уверенно стоящего на ногах.

При постановке танцев и создаваемых проектах, мы, руководители, стараемся заложить в них философское понимание. Например, танец «Нить жизни»: Маут (аркан) для эвенка «Нить жизни», которая связывает человека с Небом-Буга, божествами и окружающим миром. Эти нити жизни держит в руках богиня Айин-Майин, душа дается богиней, она имеет «Пульс», или совесть. Если человек перестает ощущать свой Пульс души, то это означает, что истончается его Нить жизни.    Существует обряд «удержания души маутом», к которому прибегали древние жители тайги. Когда человек серьезно заболевал, на мауте (аркане) делали петлю, затем забрасывали ее на верхушку чума, а конец привязывали к березе, находящейся на востоке. Петля символизирует магический круг, оберегающий души живых людей. Проект «Священные птицы»: В тотемной скульптуре особенный интерес представляют образы птиц, через которые раскрывается иерархия представлений эвенков о мире.  Например, гагара, орёл и лебедь символизировали у эвенков небесный мир и являлись ведущими персонажами шаманской мифологии. Их лидерское начало определялось высотой полёта и способностью отгонять злых духов. С древних времён образы лебедя украшали головные уборы шамана, указывая на особые знания этого человека. Шаманские столбы, увенчанные птицами и расположенные в виде косяка летящих птиц, также возглавляли лебеди, гагары и орлы. За ними всегда летели утки и только потом синицы и другие мелкие птицы, которые обозначали обычных, ведомых людей. Культовым почитанием у эвенков-орочонов пользовались такие птицы: ворон (оли), орёл (киран), лебедь (гах), гагара (укан), утка-чирок (чиркони), чёрный дятел (кирокта), кукушка (ку-ку), кулик (чукчумо), бекас (олиптыкин), синичка (чипиче-чиче). Все эти птицы считались помощниками шамана в обрядах лечения, добыче оленьих душ, здоровья для семьи. Все перечисленные птицы неприкосновенны, их строго запрещалось убивать и мясо употреблять в пищу.  Проект «Семь алмазов» – гордость коллектива, именно он стал отправной точкой идеи главного режиссера Р.Тараховского для проведения открытия «Ысыаха олонхо» в г. Алдане. Семь ромбических алмазов в обрамлении герба символизируют единство издавна проживающих на территории Якутии народов: якутов, русских, эвенков, эвенов, чукчей, долганов и юкагиров.  И где бы мы с ним ни выступали, будь то в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и др. неизменно нас провожают овациями. Проект-фильм «Алданцы – эвенки в годы войны», посвященный 75–летию Победы,  и всем эвенкам, пережившим эту страшную войну. Об этом фильме рассказано немало на республиканском телевидении, он даже был полностью показан в программе «Геван» на НВК.  Мы, конечно, очень гордимся этой своей работой. Немного, наверное, сельских Домов Культуры, которые снимают свои фильмы.   И вот тут, мы думаем, это один из плюсов этой несчастной пандемии, потому что, если б не она, не было бы фильма, ну просто некогда было этим заниматься, да и мысль такая бы просто бы не пришла.  А тут всё сложилось. Артисты – ученики 5-11 классов школы №20, студенты, находящиеся на дистанционном обучении, – участники народного коллектива «Эӈнэкэн». Наш проект вызвал горячий отклик у зрителей, его посмотрели не только жители села, республики, но и эвенки России. Многие писали, благодарили.

Все участники народного коллектива «Эӈнэкэн» благодарят родителей, представителей родовых общин с. Хатыстыр, а также своих зрителей за всемерную поддержку и помощь в реализации всех творческих идей и замыслов во имя сохранения и развития культуры и традиций родного народа.

 

Т.С.Баишева, руководитель народного коллектива «Эӈнэкэн», с.Хатыстыр, Алданский район

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *