Новые факты в биографии С. С. Яковлева — Эрилик Эристина

УДК 821.512.157.09

З. К. Башарина, д.ф.н, профессор ИЯКН СВФУ,

К. Г. Башарин, д.м.н, профессор, академик Академии Духовности РС(Я),

В. Е. Илларионова, внучка Яковлева С.С — Э. Эристина,

Л.А. Пестрякова, д.г.н., профессор ИЕН СВФУ.

 

Аннотация

 

Впервые на основе архивных и документальных материалов исследуется жизнь приемной дочери писателя Яковлевой Тамары Семеновны. Раскрывается влияние Эрилик Эристина на формирование мировоззрения и характера Т.С. Яковлевой. Через нее перекидывается мост к А.П. Илларионову – государственному, общественному деятелю, талантливому переводчику и поэту современности. Анализируется деятельность Илларионова по увековечиванию имени Эрилик Эристина в 70-90-х гг. ХХ века. Новые факты в биографии С.С.Яковлева – Эристина еще ярче оттеняют патриотизм, интернационализм, гуманизм выдающегося писателя в современных условиях.

Ключевые слова: биография, взаимоотношения, влияние, формирование характера личности, патриотизм, интернационализм, гуманизм, преемственность поколений.

Выдающийся якутский писатель – самородок, олонхосут, активный участник гражданской войны и социалистического строительства в родной Чурапче, прозванный в народе якутским Н. Островским, С. С. Яковлев – Эрилик Эристин прожил драматическую, героическую жизнь. Особенно трудной была его личная жизнь в последние годы, когда он ослеп. По воспоминаниям земляков и родной дочери В. С. Яковлевой – Еремеевой вторая жена писателя А. Д. Яковлева не только не поддерживала его, а всячески препятствовала его творческой деятельности. Все вспоминают, что за больным немощным человеком в доме смотрела приемная дочь – Тамара. Так, Е. В. Сидорова в статье “Эрилик Эристиин  туһунан тугу билэрбинэн” пишет: “Анньыыска оҕонньоро көрбөт буоларын кытта мин хоспор утуйар буолбута, оҕонньор хоһугар иитэр кыыстарын Тамараны көһөрбүтэ. Анньыыска оҕонньорун аанньа ахтыбат буолуута өссө улааппыта.” (1,c.112). (Как только старик ослеп, Анисия стала спать в моей комнате, а приемную дочь Тамару перевела в комнату старика. Неприязнь Анисии к старику еще более усилилась.(подстр.пер. З.Б). И.И.Чепалов вспоминает о последних днях писателя следующее: “Оччолорго кыыһа Тамара көрөр-истэр этэ, Анньыыска соччо кыһаммат этэ” (1,с.117). (В то время дочь Тамара смотрела за ним, Анисия не очень-то заботилась о нем (подстр.п. З.Б). О жестокости, жадности, лицемерии Анисии пишут Е. М. Филиппов, родная дочь Валентина Семеновна и другие. Следует обратить внимание на то, что все очевидцы отмечают добрые отношения между Эрилик Эристином и приемной дочерью Тамарой.

Кто такая Тамара, как она попала в семью писателя, кем она стала после смерти Эристина ? Мы обнаружили, что об этом недостаточно освещено в литературе и впервые, используя архивные материалы и воспоминания родных, ответим на эти вопросы.

В статье “Аҕам кэриэтэ аһынара, көмөлөһөрө”, (НАССНЦ архива, №4 ф, №2 опись”, №27) опубликованной в книге “Эрилик Эристин туһунан ахтыылар” (1992) Т. С. Яковлева пишет: “Мин 1935 сыллаахха Эрилик Эристиин Анисиялыын соҕурууттан эргиллэн кэлбиттэрин кэннэ кинилэргэ кэлбитим. Кыра эрдэхпинэ Анисия ийэтэ нууччалартан ылан ииппит үһү. Ону Анисия доҕор гыныам диэн ылбыт. Эрилик Эристиин миэхэ сыһыаннаһыыта сүрдээх сымнаҕас этэ, арыт көмүскэһэр быһыылааҕа. Оттон Анисия куруук мөҕөн тахсара, илиитэ-атаҕа тиийэрэ ахсаана суох буолара, соччо да мэниктээбэт этим (1,с. 115). (Я попала в семью Эрилик Эристина в 1935 году, когда он с Анисией вернулись после поездки на юг. Меня от русских взяла на воспитание в раннем детстве мать Анисии, потом  Анисия взяла к себе помощницей. Эрилик Эристин ко мне относился очень тепло, иногда заступался за меня. А Анисия все время ругала, да и била постоянно, хотя я и не баловалась”(п.п.З.Б.)

Дочь Валентина подтверждает слова Тамары: “Ол Анисия ийэтэ иитэ сылдьарын, эстэрээпэ оҥостоору ылбыт быһыылааҕа. Анисия сыпсыынан сынньан чыллырҕатар этэ, хоччоххой маама этэ” (с. 84). (Анисия забрала ее у матери, чтоб сделать стряпухой. Била щипцами от печки, да была жесткой мамой (п.п З.Б).

Мы видим, что Эрилик Эристин был настоящим патриотом – интернационалистом не только в творчестве, создавшим  впервые в якутской литературе яркие образы представителей казахского, бурятского народов, но и в личной жизни. Он по-отечески тепло, сердечно относился к русской девочке – сироте, и она отвечала ему с теплотой и уважением. Тамара жила с ним рядом в последние, самые трудные годы жизни, смотрела и ухаживала за ним 2 месяца, когда он  ослеп. Она, 15-летняя девочка, после смерти Эристина с Анисией обмыла, одела его, чтобы проводить в последний путь. Тамара вспоминает, что Эристин до конца жизни творил, создавал свои лучшие произведения, был в курсе всех событий, к нему ходили за советом и помощью многие. Приезжали Эллэй и А. Абагинский, часто приходил секретарь райкома Белолюбский Я. Д.

Эристин рассказывал Тамаре подробности о поездке в Москву, Ленинград, Казахстан и Бурятию, о преданиях старцев о прошлом, в 1941 году он дал Тамаре рекомендацию в комсомол, и она стала комсомолкой. Этим она очень гордилась, а  впоследствии решила вступить в партию.Эристин оказал большое влияние на формирование мировоззрения приемной дочери. Его глубоко заботила дальнейшая судьба Тамары после его смерти.

Перед кончиной  Эристин сказал, что  он завещал ей тысячу рублей и чтоб она ушла от Анисии, жила самостоятельно, училась и работала. Тамара сделала так, как он хотел. Она ушла от Анисии после смерти Эристина, в 1944 г. стала пионер вожатой в открывшемся в Мындагае  детдоме. Вспоминают, что она была очень доброй, общительной, всегда помогала воспитанникам, организовывала разные экскурсии, мероприятия, спортивные игры. Детдомовцы очень любили ее. Что мы узнали о биографии  Тамары Семеновны? Она родилась в 1926 году, но, где и в какой семье, неизвестно. Старшая дочь Венера предполагает, что она родом из Хангаласских объякутившихся русских ямщиков. Действительно, Тамара выросла в якутской среде, говорила только по-якутски, у ней был прекрасный голос, и она исполняла тойук и олонхо. Влияние Эристина-олонхосута в этом явно сказалось. Она вспоминает, что Эристин дома постоянно пел под нос, затем продиктовал на запись олонхо “Буура Дохсун Бухатыыр”. Смышленая девочка с тонким слухом все это воспринимала и впитывала в себя.

Муж Тамары А. И. Адамов вспоминает: « Иккиэн да уус-уран самодеятельность диэн баран муннукка ытаабыт дьон этибит. Спектаклларга бииргэ кыттарбыт, ону таҺынан Тамара концертарга көтүппэккэ кыттара, бэртээхэй кылыһахтаах куоластаах ырыаһыт этэ. 1957 сыллаахха Саппыйаҕа кыстаан олордохпутуна, Саха сиригэр уус-уран самодеятельноһы көрүү бастакы фестивала ыытыллыбыта. Онно биһиги нэһилиэк Суорун Омоллоон суруйбут «Ньургун Боотур» олонхо- тойугунан кыттыбыппыт. Мин Түөнэ Моҕол оҕонньор, кэргэним Тамара Туйаарыма Куо оруолларын толорбуппут. Ити олонхо- тойукпутунан оройуоммутугар бастаабыппыт. Аны санаатахха, кэргэмминээн бииргэ оонньоон, ыллаан-туойан, көрдөөхтүк, иллээхтик, учугэйдик да олорон ааспыт эбиппит». (2, с 40) (Мы оба были активными участниками художественной самодеятельности. Вместе играли в спектаклях, кроме того Тамара пела в концертах, у ней был замечательный голос с кылысахом. В 1957 году, когда жили в аласе Саппыйа, был первый фестиваль самодеятельности в Якутии. Наш наслег поставил олонхо-тойук “Ньургун Боотур” по либретто Суорун Омоллона. Я исполнял роль старца Могола, жена Тамара роль Туйаарымы Куо. Мы заняли в районе первое место. Оказывается, с Тамарой всюду вместе играя, выступая, как дружно, весело, хорошо жили” (п.п З.Б). В любви и согласии  они прожили всего 17 лет. Демобилизованный с фронта в 1947 году Агафий Адамов женился на Тамаре, у которой была полуторагодовалая дочка Венера. Вначале его родителям бедная невестка-сирота с ребенком не понравилась, но вскоре Тамара стала лучшей невесткой в большой семье Адамовых в Чакыре.

Третья дочь Тамары Семеновны Л. А. Пестрякова, ныне доктор географических наук, профессор, ведущий специалист СВФУ вспоминает о матери так: “ Ийэм мин дууһабар барыта сайыҥҥы кэми кытта сибээстээх. Саппыйаҕа олорон чугас тыа саҕатыгар кыра оҕолорун батыһыннара сылдьан дьэдьэн, отон хомуйара. Ийэбит дьэдьэнин барыанньата хаһан да бүппэт буолара.Ийэбитин батан билигин бары сир аЬын хомуйарбытын наЬаа собулуубут, астынабыт.” ( Мама в моей душе связана с летом. Живя в Саппыйа, она с маленькими детьми собирала землянику, ягоду. Мамино земляничное варенье никогда не заканчивалось. Теперь мы все, как мама, с детьми любим собирать грибы и ягоды).

Она отмечает гостеприимство, доброту, отзывчивость, умелые руки матери. Тамара Семеновна была прекрасной, огородницей, чистоплотной хозяйкой большого дома.

Как вспоминают все, кто знал Тамару Семеновну в зрелости, она была человеком активной жизненной позиции, добросовестной труженицей. Она работала в разные годы пионервожатой, поваром в интернате, телятницей на ферме, и везде пользовалась большим авторитетом в коллективе. В 1962 году ее приняли кандидатом в члены КПСС, в 1963 году в зимнюю стужу беременная поехала в тракторе с мужем в Хайахсыт вступать в партию, простыла, заболела, попала в Чурапчинскую больницу, где тяжело родила восьмого ребенка, дочь Тамару. Почти 2 месяца пролежала в больнице и, недолечившись, перед Новым годом приехала домой в Чакыр. 5 января 1964 года скончалась дома. Ей была неполных 37 лет.

Примечательно, что в трудный 1964 год в осиротевшей семье Адамовых появился молодой человек, подаривший большую любовь и счастье старшей дочери Тамары Семеновны Венере. Это был Илларионов А. П., впоследствии ставший Государственным общественным деятелем, талантливым переводчиком, поэтом. Венера Егоровна об этом пишет следующее: “ Афоня миэхэ кэллэҕинэ, дьонум бары да үөрэ-көтө көрсөр этилэр. Балыстарым, быраатым бэйэлэрин киһилэрин курдук көрөллөрө. Афоня кинилэргэ наһаа истин сымнаҕас сыһыаннааҕа. Биьиэхэ ыалдьыттаан, тоҕо-хоро кэпсэтэн, күүлэйдээн, сарсыарда диэкинэн мин кинини атаарарым. Эдэр саас, маҥнайгы таптал, истиҥ- симик көрсүһүүлэр. Үчүгэй да кэмнэр ааспыттар!» (2, с. 11) (Когда Афоня приходил ко мне, вся наша семья встречала его с радостью. Младшие сестры и брат встречали его как родного. Афоня к ним относился очень тепло и нежно. После оживленных разговоров, чаепития я провожала его домой под утро.

Молодость, первая любовь, нежные, теплые свидания. Какая это была чудесная пора!» (п.п З.Б) Венера с Афоней поженились в 1969 году,и 28 счастливых лет пролетели как одно мгновение. Так судьба перекинула мост через жизнь приемной дочери Эристина Т.С Яковлевой к современному талантливому переводчику, поэту А. П. Илларионову. Для него Эрилик Эристин был во всех отношениях образцом для подражания. Афанасий Петрович, живя в Нерюнгри в 70-80гг ХХ века, внес вклад в укрепление шефской связи между промышленным Нерюнгринским районом и родным сельским Чурапчинским. Об этом Венера Егоровна в документальной повести «Суолбар тыкпыт сулуьум» ( «Путеводная звезда моей жизни») пишет так: «1977 сылтан Нерюнгри уонна Чурапчы оройуона буолан «Сиэрпэ уонна өтүйэ доҕордоһуутун» олохтообуттара. Ону тэрийиигэ Афанасий эмиэ кыттыбыта. Ол сайын куорат делегациятын кытта Чурапчыга бара сылдьыбыта. Үгүс тыа оройуоннара оннук шефтэһиигэ дураһыйаллара. Оччолорго Чурапчыга райсовет председателинэн Р. Р. Бурнашев үлэлиирэ. Роман Романович салайан олорор оройуонун кыһалҕатыгар ис сүрэҕиттэн ыалдьарын кини истиҥ доҕотторо, Верховнай Совет Президиумун секретара Е. Д. Кычкин, Нерюнгри райсоветын председателэ М. П. Кочнев өйөөннөр ити боппуруос Чурапчылар туһаларыгар быһаарыллыбыта. Афанасий Чурапчыттан кэлбит хас делегацияҕа, биирдиилээн дьоҥҥо төһө кыалларынан көмөлөһө, сүбэлии-амалыы сатыыра. Дьокуускайтан, Чурапчыттан командировкаҕа кэлбит дьон биһиги дьиэбитин быһа ааспат этилэр: хайаан да булан, ыҥыран аҕалан сырытыннарара, хоннороро» (2, с. 26). ( с 1977 года Нерюнгринский и Чурапчинский районы установили между собой дружеские отношения “Серпа и молота”.

В организации шефства Афанасий принял активное участие. В то лето в составе делегации г. Нерюнгри он ездил в Чурапчу. Многие сельские районы хотели такие контакты. В то время председателем райсовета в Чурапче работал Р.Р. Бурнашев. Самоотверженный труд Романа Романовича поддерживали его друзья: секретарь Президиума Верховного Совета Е.Д. Кычкин, председатель райсовета г. Нерюнгри М. П. Кочнев, потому вопрос решился в пользу Чурапчинского района. Афанасий старался помочь советами каждой делегации и отдельному человеку. Обязательно приводил всех, кто приезжал в Нерюнгри в командировку из Якутска и Чурапчи”. Поскольку Афанасий Петрович был высокопрофессиональным юристом, мы понимаем, какую бесценную реальную помощь он оказывал своим землякам. Это по сути было претворением идей патриотизма, интернационализма, за что боролся Эрилик Эристин в первые годы Советской власти в Якутии.

В Нерюнгри А. П. Илларионов пропагандировал якутскую литературу и культуру в русской среде. В 1986г. в газете “Индустрия Севера” он написал цикл статей “Якутская литература: истоки и горизонты”. Одной из лучших является статья “Самородок из Чурапчи”, которая начинается словами : “В нашем подшефном Чурапчинском районе одно из крупных хозяйств – совхоз имени Эрилик Эристина. Кто он, чье имя носит совхоз, известный в республике своими значительными достижениями в хозяйственном и культурном развитии?» (2, с. 250). Далее он емко и глубоко раскрывает жизнь и творчество Эрилик Эристина.

Афанасий Петрович верно объясняет пробуждение классового самосознания писателя влиянием политссылки, он отмечает, что в Ботурусском улусе количество политссыльных доходило до 400 человек. Верность большевистским идеям, сильная воля, убежденность в правоте идей помогли Эристину пережить трагические события личной жизни. Автор дает обзорную характеристику творчеству Эристина, отмечая его корни и истоки в самобытной якутской культуре, богатом фольклоре. А. П. Илларионов подчеркивает оптимизм и веру писателя в свой народ. Самым большим достижением прозаика он верно считает первый роман на якутском языке «Молодежь Марыкчана», «созданный поистине героическим трудом слепого писателя…

Свой роман Эрилик Эристин закончил 20 апреля 1941 г. Роман заканчивается фразой: «Вот так Марыкчан возвратил своих сыновей, которых отправил на войну». Речь идет о возвращении с гражданской войны. Спустя 2 месяца нагрянула другая война – Великая Отечественная. Марыкчан (автор под этим названием описал Чурапчу) опять отправлял своих сыновей. Эрилик Эристин, тяжело больной, провожал их каждый раз до горки своего аласа и говорил слова благословения, утверждая веру в победу нашего народа, в благополучное возвращение домой. С этой верой писатель скончался 6 сентября 1942 г. Его могила находится на той горке, где он обычно провожал воинов, в селе Толон, что в совхозе имени Эрилик Эристина, где им написаны бессмертные произведения» (2, с. 251). Так, А. Илларионов, умело используя прием кольцевой  композиции, раскрывает нерасторжимую связь С. С. Яковлева – Э. Эристина с современностью, нетленность дела, которому он служил. Новые факты в биографии писателя еще ярче оттеняют патриотизм, интернационализм, гуманизм Э. Эристина. Сегодня его жизнь продолжается так же, как приемной дочери Т. С. Яковлевой в ее восьмерых детях, 23 внуках, 27 правнуках, 1 праправнуке.

 

Литература.

1.Эрилик Эристиин туhунан ахтыылар.-Дьокуускай,1992.-141с.

2.Афанасий Илларионов.-Дьокуускай, Бичик,2001.-352с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *