О фестивале нимнгакана и  развитии культуры эвенков в эпоху глобализации

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. Благодаря труду ученых и бережному отношению предыдущих поколений эвенков к культуре своего народа, значительная часть бесценных традиций оказалась сохранена в книжных изданиях. Дальнейшая жизнь этих традиций зависит от нас с вами – от нашего искреннего желания и постоянного внимания к ним – останутся ли наши нимнгаканы, улгуры и запевы на книжных полках библиотек и архивов или зазвучат новыми голосами в новом времени?

Эвенки говорят: «Того дугэе ачин» – Огонь не имеет конца – это философское изречение означает: «Человек и народ жив, пока сохраняется преемственность поколений». Если дети наших детей будут знать и уважать родной язык и культуру своего народа, то древние запевы наших предков будут актуальны в любом времени.

Существует ошибочное мнение, что миром правят деньги, в действительности все совершенно не так: в долгом кочевье жизни, именуемой историей и эволюцией, решающее значение имеют сила духа, стремление к знаниям и способность созидать.

Истинное богатство и общественное достояние представляют собой нравственные традиции эвенков. Для наглядной иллюстрации этих норм нравственности, утраченных большей частью человечества, приведем отзыв В.И. Иохельсона – один из многочисленных правдивых отзывов исследователей и путешественников об эвенках и эвенах, которые были хозяевами и бережными хранителями своей матери – сибирской тайги на протяжении тысяч лет:

«По характеру и нравственным качествамъ тунгусъ… стоитъ выше всѣхъ остальныхъ инородцевъ. Съ открытымъ, добродушнымъ и безпечнымъ лицомъ онъ сохраняетъ веселость въ нищетѣ и не унываетъ ни предъ какими бѣдами и невзгодами… тунгусы умѣютъ сохранять собственное достоинство и быть гордыми безъ чванства. Они презирают ложь и могутъ служить образцомъ честности… Тунгусъ не страшится опасности, презираетъ страданiе и не боится смерти. Ихъ можно назвать, по выраженiю Реклю, героическимъ народомъ».

Заслуженные восторженные отзывы были написаны действительно выдающемуся народу –  носителю уникальных нравственных и культурных традиций, основанных на гармонии человека и окружающего мира. Эти традиции являются залогом успешного развития нашего народа в настоящем и будущем.

Чтобы жить и развиваться в XXI веке и далее, мы – потомки наших великих предков должны стараться быть похожими на них: в социальных традициях, в своем отношении к окружающему миру и своей этнической культуре. Вне сомнений, эвенкийский народ уже прошел сложнейший этап, называемый бутылочным горлышком этнической истории и у нас есть будущее. У нас есть наши уважаемые старейшины – самые преданные в своем искреннем желании передать свои знания новому поколению. У нас есть наша прекрасная молодежь и дети, которым не безразлична культура своего народа. У нас есть накопленные учеными-тунгусоведами знания, которые мы совместно должны вернуть к в живое обращение, у нас есть желание получать новые знания, которые помогут адаптироваться в новых условиях.

Можно с удовлетворением отметить, что нами вместе сделано много полезного для дальнейшего поступательного развития, что подтвердили прошедшие в г. Якутске мероприятия: в феврале-марте 2021 г. состоялись предварительный и финальный этапы II Межрегионального фестиваля эвенкийского эпоса «Нимӈакан тэкэнин бинидут», посвященного 90-летию А.Н. Мыреевой и 70-летию Г.И. Варламовой-Кэптукэ. В фестивале приняли участие исполнители и коллективы из разных районов Якутии, Амурской области, Таймыра и Красноярского края. Фестиваль объединил конкурсы по исполнению эвенкийского эпоса и коллективных запевов.

Для общей пользы постараемся представить объективную оценку увиденного. Заметен значительный прогресс творчества эвенков нашей республики, при этом очень радует, что у многих самодеятельных коллективов творчество развивается на основе этнографических и локальных культурных традиций. Это выражается в хореографии, сценической одежде, привлечении сюжетов обрядовой культуры и устного народного творчества.

Чрезвычайно порадовали эвенки Жиганского района, представившие новый уровень кругового эвенкийского танца, сумев привнести свои локальные черты в запевные традиции восточных эвенков. Особенно радует тенденция развития мужской исполнительской традиции коллективных запевов, представленная Айалом Софроновым.

В конкурсе по исполнению нимӈакана открытием фестиваля стал коллектив «Хэглэн», состоящий из старейшин эвенков г. Якутска под руководством М.П. Яковлевой. Коллектив представил эпическое произведение «Со ая ахи Секакчан тадук Сумулкондук сумулкохол, эвтылэтпи эхи тыктэ Ираны-сониӈ» (Удалая девица Секакчан-Серёжка и её младший брат по имени Из имеющих крепкие жилы самый жилистый, на рёбра свои никогда не падающий Ираны-богатырь) – это исполнение можно назвать наиболее перспективным вариантом для развития традиционного исполнения эвенкийского нимӈакана. Именно коллективное исполнение нимӈакана открывает перспективы для развития живого бытования эвенкийского эпоса. В такой традиционной форме этот важнейший жанр фольклора эвенков может быть возвращен в живое бытование и получить новое развитие в XXI в.

С недавнего времени в творчестве эвенков Якутии принят принцип сочетания традиций и новаций, что наглядно прекрасно представлено в деятельности коллективов Алданского района. Вне сомнений, настоящим украшением Фестиваля стало участие народного коллектива «Эӈнэкэн» из с. Хатыстыр под руководством Т.С.Баишевой, представившего на конкурс сценическую постановку нимӈакана «Нюӈун нюӈунтоно Нюӈурмок – аңадякан-ахаткан» (Шестипрядевые косы имеющая шестикосая Нюнгурмок – одинокая девочка). В этой сценической постановке органично совмещены традиции и новации:

– изложено главное содержание эпического текста, сделан акцент на основные структурные части текста, представлено повествование и песенные монологи и диалоги;

– удачно (органично) использовано танцевальное и музыкальное сопровождение, хорошие костюмы и декорации, интерактивные (экран) и печатные (буклет-программка) возможности.

Уверены, что лучшие представленные конкурсные номера станут примером для поступательного развития других творческих коллективов. В целом же, предстоит проделать очень большую совместную работу:

– научиться органично сочетать традиции и новации в актуальной для современного зрителя форме, при этом, не утратив этнографической сути;

– научиться воплощать содержание фольклорных текстов в соответствии с пластикой сценического действия и мн. др.;

– необходимо улучшать вокал, хореографию.

В ближайшем будущем мы должны вернуть к жизни многие важные культурные элементы, а также стать точнее этнографически в воплощении их в сценическом искусстве. К примеру, нам необходимо, поднять статус мужчины. Эвенк-мужчина  всегда был воплощением предприимчивости, порядочности и мужества. Во многих трудах сохранились описания тунгусов как умелых охотников и храбрейших воинов.

А.А. Краевский в конце XIX в. писал: «Тунгусъ имѣет воспрiимчивый умъ, храбръ и рѣшителенъ; гордъ и неуступчивъ съ теми, кто хочетъ имъ за деньги повелевать».

А.Ф. Миддендорф охарактеризовал тунгусов следующим образом: «Они обладаютъ извѣстной выправкой, исполнены приличiя, ловки, предпрiимчивы до отваги, живы, откровенны, самолюбивы, охотники наряжаться, а вмѣстѣ с тѣмъ закалены физически».

В эвенкийских нимнгаканах, исторических преданиях эвенки не зря представлены как сонинги, ганальчи и хосуны. Так описываются эвенкийские хосуны в преданиях оленёкских и жиганских эвенков: «Легкость, быстрота ног и сила – вот первый и главный признак «хосуна»… Поэтому так говорилось о «хосунах» в древности: «самый быстроногий из всех зверей – волк, из птичьего мира – сокол, из человеческого – «хосун». Вот три властелина трех миров – птичьего, звериного, человеческого».

М.А. Кастрен, во время визита к енисейским эвенкам в 50-х гг. XIX в., был поражен их ловкостью: «За симъ Тунгузы показали еще обращикъ своей ловкости въ слѣдующей игрѣ. Два человѣка, взявъ веревку, каждый за конецъ, начали кружить ею изъ всей силы по воздуху, наблюдая при этомъ, чтобъ она никакъ не касалась земли. Третiй, съ голыми ногами, перепрыгивая черезъ нее, поднялъ съ земли лукъ и стрѣлы, натягивалъ лукъ и стрѣлилъ, и во все это время веревка ни разу не ударила его по ногамъ. Разсказывали, что есть смѣльчаки, прыгающiе такимъ образомъ и через острiе пальмы (Paljma), которою кто-нибудь, лежа на землѣ, машетъ изо всѣхъ силъ». Подобных описаний мужских и, непосредственно, воинских традиций в исторических источниках чрезвычайно много. Эти традиции должны найти свое отражение в современном творчестве.

На протяжении истории предводители наших предков на равных вели диалог с императорами государств: имена Агуды – императора тунгусов-чжурчженей, Зелемея – предводителя охотских тунгусов XVII в., Бомбогора – вождя эвенков-солонов XVII в., Гантимура и его потомков – основателей Забайкальского казачества, Павла Карамзина – предводителя тунгусского восстания в 20-х гг. XX в. – это наша история и обоснованный повод для национальной гордости.

Именно такими – мужественными, справедливыми и умными мы должны воспитывать своих сыновей – в семье и в творчестве, т.к. культура имеет важнейшее значение в воспитании растущего поколения. В репертуаре наших коллективов нужны сценические постановки и танцы, отражающие названные мужские традиции. Приведем еще один пример: Согласно историческим источникам первый официальный визит амурских тунгусов-мохэ к Китайскому императорскому двору состоялся в 581 г. во время правления императора Гаоцзу (династия Тан). В ходе этого визита посланники деликатно продемонстрировали независимый статус тунгусских племен, но наиболее сильное впечатление на императора произвела культурная программа гостей, а именно их воинственный танец. Этот танец, имеющий современное название «боккай гаку», в значительно измененном виде сохранился лишь в традициях японского сценического искусства, куда он попал с официального позволения правителей тунгусского государства Бохай.

Многое, утраченное прошлыми поколениями нашего народа, может быть возвращено к жизни. Это касается музыкальных и обрядовых традиций, традиций физического воспитания и философского взгляда на окружающий мир. Многие из этих традиций могут быть воплощены в творчестве.

Действительно, негласный принцип, принятый современными эвенками о том, что творчество этноса в XXI в. должно развиваться в двух направлениях, обозначаемых как традиции и новации, нашло свое подтверждение в практической реализации. Нашему этносу необходимо обеспечить сочетание двух направлений и подходов в творчестве (впрочем, как и других сферах жизни общества):

– первое – сохранение бытовавших ранее культурных традиций в неизменном виде;

– второе – привнесение нового взгляда, воплощение в новых формах, которые способны сделать нашу культуру актуальной для современного поколения эвенков и широкого круга зрителей.

Для нашего народа в равной степени чрезвычайно важно как творчество нимӈакалана Анфисы Павловны Авеловой и мастерство импровизации исполнителей коллективных запевов из Иенгры и Тяни, так и талантливое воплощение музыкального творчества студии Тунгус Рекордз или новаторский взгляд на сценическое искусство коллективов Алданского, Жиганского, Оленекского, Усть-Майского районов. Желаем, чтобы во всех наслегах, районах и регионах России, где живут эвенки, развитие шло по двум направлениям.

Благодарим организаторов фестиваля в лице Анастасии Еремевны Куличкиной и молодежный актив Ассоциации эвенков РС(Я), выражаем благодарность Дому дружбы народов им. А.Е. Кулаковского в лице А.Н. Корякиной. Большое спасибо нашим старейшинам и носителям фольклорных традиций, прежде всего, прибывшим из районов республики – Светлану Степановну Михайлову, Маргариту Степановну Кириллову и другим.

Желаем всем воплощения новых идей, успеха в творчестве, благополучия и согласия в семьях.

Аят бидекэллу эвэнкил! Дюлэски умунду ӈэнэгэт!

 

Александр ВАРЛАМОВ,

Бэгин Ассоциации эвенков Республики Саха (Якутия),

март 2021 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *