Олонхо: информационно-коммуникативная функция

Олонхо как эпическая форма народного творчества, важнейшее социокультурное явление, обладает чрезвычайно глубокой и обширной полифункциональной сущностно-содержательной природой. Здесь лишь перечислим некоторые основные функции: мировоззренческая, космогоническая, этнокультурная, языковая, культурологическая, гносеологическая, аксиологическая, религиозная, сакральная, педагогическая (этнопедагогическая), духовно-нравственная, экологическая, эстетическая, психологическая, семиотическая (этносемиотическая), военно-патриотическая, спортивно-досуговая, музыкальная, эзотерическая, уфологическая, гедонистическая, компенсаторная, терапевтическая, этнологическая, этноинтегративная, этноидентификационная, имиджевая, праксиологическая, информационно-коммуникативная и другие. Такое множество функций объясняется тем, что олонхо – фундаментальная энциклопедия народной жизни, квинтэссенция мудрости, философии, культуры и языка саха. Поэтому основная тематическая структура, сюжетная устойчивость, идейная целостность, композиционная стройность, жанровая разветвленность, поэтичность изображения, образность языка, монументальность образов, символичность текста сохранились в народной (генетической) памяти и в фольклористике почти в первозданном виде. Однако в условиях цивилизации, особенно в условиях современной антропогенной (две предыдущие – космогенная (Древнее время – XVI век)  и техногенная (конец XVI – XX век) цивилизации (началась с XXI века) с ее информационно-коммуникативная культурой, они подверглись определенной трансформации, которая в основном касается плана, характера, стиля и уровня отражения, передачи (информации) содержания олонхо через СМИ (радио, TV, газеты, журналы, и др.), театр, кино, мультипликации, хореографию, грамзаписи, диски, компьютерные игры, куклы, рисунки, плакаты, живопись, рекламу, эмблемы, символы, обереги, талисманы, художественно-прикладные, ювелирные изделия, скультптуры малых форм, письменную литературу, поэзию, массово-спортивные, праздничные мероприятия и др., а также через формы, виды, признаки, степени проявления общения (коммуникации) при исполнении, показе олонхо, или его фрагментов в театре, залах, со сцены, аудио-видео записях, массовых зрелищах, художественной самодеятельности, на туристских маршрутах, образовательно-воспитательных, досуговых мероприятиях, научных, научно-практических конференциях, симпозиумах, собраниях, «круглых столах», форумах, презентациях продуктов массового потребления, издательской деятельности, при организации выставок, музейных экспозиций, распространении и воспроизводстве предметов, явлений, процессов (ПЯП) духовной культуры и духовности (айылгы) и.т.д., связанных с темой, традициями, мотивами олонхо. Исходя из контекста и содержания сказанного, необходимо отметить, что все функции олонхо взаимосвязаны и в той или иной мере содержат определенную «дозу» информации и коммуникации. Вот почему, на наш взгляд, рассматриваемая функция является основной, приоритетной функцией олонхо. Эта функция формируется в результате взаимодействия человека и олонхо, особенно при исполнении олонхо одним человеком или группой, коллективом исполнителей в системе «олонхосут (адресант) → олонхо как произведение → слушатель (адресат)». Олонхосут передает определенную информацию, слушатель получает  ее, общается с олонхосутом (исполняющим, или исполняющими), а олонхосут не обходится без слушателя (аудитории). Таким образом, образуется единая информационно-коммуникативная среда, сообщество взаимозаинтересованных людей.

Олонхо как произведение синкретичное, содержит базовые, субстанциональные истоки разнообразной информации и коммуникации. Основополагающим истоком является описание, воспевание объективной реальности (ОР=ПОЧ (природа, общество, человек)), в которой происходит социокультурная жизнедеятельность (социальная, трудовая, жилищно-бытовая, военная, педагогическая, эстетическая, творческая и др.). Жизнедеятельность саха – это основное содержание олонхо, которая проходила в условиях теплой, благодатной, вечнозеленой чудесной природы, где нет зимы, что свидетельствует о южном происхождении предков нынешних саха. В те далекие времена бывали многочисленные междусобные, межплеменные столкновения, раздоры, войны с иноплеменами, как говорится, за место под солнцем – главным объектом преклонения, обожествления, за счастливую, мирную жизнь. Отсюда главная идея олонхо – спасение народа саха, всего человечества от уничтожения, разрушения (добро побеждает зло). В результате перекочевки (вследствие войны или природных явлений (например, засуха) – вопрос спорный) на Север, жизнедеятельность саха проходила в весьма суровых, экстремальных природно-климатических условиях жизнеустройства, где чрезвычайно важное значение приобретают такие понятия, как: живое, жизнь, жизнеустройство, жизнестойкость, жизнелюбие, жизнедеятельность и др., и где олонхо окончательно формируется как самостоятельный вид устного творчества. Говоря о семантике слова олонхо, отметим, что она состоит из трех зашифрованных, закодированных корневых слов: ОЛ=ОЛОХ (жизнь), О¢=О¢О¤УУ (устраивание, возделывание) и ХО=ХО¤УЙУУ (воспевание). Получается: Олох о²о´уутун хо´уйуу (Воспевание жизнеустройства, жизнедеятельности), т.е. своеобразное моделирование жизни. Действительно, олонхо воспевает, возвеличивает жизнь во всем ее разнообразии в самом широком (космогоническом, онтолого-генетическом, биолого-географическом, экологическом, социокультурном и т.д.) смысле и значении.

Олонхо нужно было и есть, чтобы обеспечить саха динамичность и стабильность развития, задавать ему в ходе этого развития координаты движения, закрепить социокультурные, духовно-нравственные принципы и потенциалы жизнедеятельности.

Из олонхо человек получает не строго логические, научные, основанные на понятийно-категориальном мышлении, а преднаучные, основанные на художественно-образном мышлении сведения об ОР, о месте человека в ней, целях и задачах жизнедеятельности и.т.д. Однако в недрах образно-символического текста олонхо можно предположить некоторые изначальные, зародышевые прообразы предпосылок научных знаний и гипотез. Дело в том, что обладая особой чувствительностью к воздействиям ОР, олонхосут говорит, воспевает как бы «под диктовку» неведомых сил, вкладывая в содержание олонхо сокровенный подтекст, некую информацию о действии объективных законов, о наличии различных физических сил, полей и энергии в мире, да и в самом человеке. Например, в олонхо описывается формирование и развитие из первичного хаоса ОР в результате первоначального вселенского взрыва, положившего начало формирования трех миров: Верхнего (¥³´ээ дойду) – мира небожителей, в их числе, например, ¥рµ² Аар Тойона (Белого (Светлого) Величайшего Господина) – творца всего живого и неживого; Среднего (Орто дойду) – мира людей и Нижнего (Аллараа дойду) – мира темных, хтонических, враждебных человеку тварей, существ (абаасы), преисподняя. Природа в олонхо – это и микро, и макро мир, общество – космические существа и человеческое общество, человек – член Айыы айма±а (член родственников Творца). Следует заметить, что герои (персонажи) олонхо – это потомки небожителей, не только земные, но и являются космическими существами (можно предположить, что они – инопланетяне, некогда посетившие Землю). Влияние космических ПЯП, средств (летящие, говорящие «роботы» (са²арар дьэс эмэгэт), летящий конь богатыря (НЛО=?), издающие звук, излучающие свет, извергающие газы, взрывающиеся всевозможные предметы (волшебные: меч, кнут, яйцо, шар, огонь и др.), весьма загадочные «механизмы» и др.) и способов (магические, телепатические, экстрасенсорные, трансформационные, трансментальные, трансперсональные, трансцендентные и др.)  на жизнь человека очень велико. Космические существа, будучи субстанциальными сущностями, являются учителями и воспитателями земных людей, например, в борьбе против сил зла, развития положительного эгрегора (синтеза мыслей), социализации и коллективизации (сплочение вокруг родоначальника, или предводителя) жителей Орто дойду. Безусловно, информационная функция олонхо не ограничивается сказанным, она охватывает всю сущностно-содержательную природу, весь символический текст олонхо: о прошлой, отчасти о настоящей и будущей жизнедеятельности не только народа саха, но и других народов, т.е. информация (система информационных кодов), заложенная в олонхо, имеет громадное значение в сегодняшней и завтрашней жизни всего человечества, главным образом в этнокультурном, этнопедагогическом (шире — социокультурном) плане.

Коммуникативная функция олонхо – это языковые (вербальные) и неязыковые (невербальные) средства, способы, методы общения людей при исполнении олонхо. В старину, но иногда и сейчас, олонхо исполняется перед камельком – местом (символом) тепла и света, соединения энергии Неба (Космоса) и Земли, духа огня и души человека. Единицей измерения служило время: на одну, две, три… ночи, крупное олонхо исполнялось несколько дней, а то и недель. При общении немаловажное значение имеют: язык олонхо, который исключительно красочен и картинен, насыщен сравнениями, эпитетами, синонимами, омонимами, метафорами, аллегорией, архаизмами, гиперболами, тавтологией, идиоматикой, фигуральными словами, пословицами и поговорками, междометиями и др.; искусство, «техника», манера исполнения: чередование прозаического рассказа, монолог, декламация, речитатив, импровизация, мелодичность, песня, кылысах, интонация, тембр, артистичность, а также внешний вид олонхосута: телодвижение (кинесика), поза, жесты, взгляд, прикосновение (такесика), расположение (проксемика) и т.д. Чтобы сосредоточиться и воспроизвести в памяти содержание олонхо, олонхосут закрывает глаза, иногда при этом прикрывает одно ухо ладонью, или пальцем. Во время исполнения олонхо кто-нибудь из слушателей спокойно восклицает «Ноо!» («Да!», «Здорово!»). после чего, как правило, олонхосут вдохновляется и набирает определенную силу (энергию) для продолжения. Вот почему, иногда олонхосут спрашивал: «Будут ли присутствовать восклицающие «Ноо!»? Тем самым он хотел большей заинтересованности, взаимности и удовлетворить свою потребность быть услышанным и понятым. Здесь следует сказать, что это восклицание иногда пишут «Но!», получается как союзное слово, с оттенком отрицания. Между тем «Ноо!» — междометие, знак удивления, восторга, сигнал внимания и одобрения. Слушатель иногда показывал свой интерес путем вставок: «Дьээ эрэ!» («Вот это да!»), «Дьэ, бэрт до±ор!» («Ну, надо же!») и.т.п. высказывания. Во время исполнения олонхо слушатели, как правило, стараются не отвлекаться на малозначимые домашние хлопоты, на посторонние звуки: хлопанье дверью, разговор шепотом других людей, ржание лошади, мычание коров и т.д. В целом коммуникативная функция олонхо имеет чрезвычайно важное значение в развитии взаимопонимания и взаимоуважения, доброжелательных отношений и контактов между людьми с различными интересами и потребностями. Все это сплачивает их в сообщество единомышленников – патриотов.

Таким образом, рассмотренная нами функция – функция многозначительная, приоритетная, но, к сожалению, в исследовательской литературе она еще не получила (как и все остальные функции) какого-либо освещения, т.е. в целом тема эта (функции олонхо) – белое пятно в научных изысканиях и наша посильная статья представляет собой пионерную работу в этом деле – в деле подлинно научных, масштабных исследований олонхо – величайшего духовно-гуманистического творения народа саха, провозглашенного (25.11.05) ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества.

 

Литература

  1. Габышева Л.Л. Фольклорный текст: семиотические механизмы устной памяти. – Новосибирск: Наука, 2009.
  2. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. – М.: Наука, 1980.
  3. Илларионов В.В. Якутское сказительство и проблемы возрождения олонхо. – Новосибирск: Наука, 2006.
  4. Кулаковский А.Е. Научные труды. – Якутск, 1979.
  5. Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос/Пер. Вл. Державина. – Якутск, 1975.
  6. Ойунский П.А. Айымньылар (сочинения). – Якутск, 1962. – Т.7.
  7. Олонхо – духовное наследие народа саха: Сб. науч. статей. – Якутск: ИГИ АН РС (Я), 2000.
  8. Пухов И.В. Якутский героический эпос олонхо. – М.: Наука, 1962.
  9. Строптивый Кулун Куллустуур. Якутское олонхо. – М.: 1985.
  10. Якутский эпос в контексте эпического наследия народов мира: Сб. научн. статей. – Якутск, 2004.

 

 

К.Д. Дьячковский

к.филос.н., доцент СВФУ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *