Первый якутский профессиональный хормейстер              

«Хор я представляю оркестром человеческих голосов»

Феврония Баишева.

 

Люди старшего поколения, очевидно, хорошо помнят, что в 60-70-е  годы в Якутии каждый мало-мальски серьезный  концерт, даже в самом  захолустном сельском клубе, открывался хоровым исполнением патриотических песен. А уж на фестивалях и смотрах, коих было великое множество, хор был не только обязательным атрибутом, но именно по нему  оценивалось мастерство самодеятельных коллективов. Не  знаю, существовало ли это явление по всей стране, но у нас оно было и даже опосредованно связано с конкретным именем – Февронии Алексеевны Баишевой – первого хормейстера из якутского народа.

Конечно, не она  конкретно дирижировала каждым хоровым  выступлением, но,  слушая почти  ежедневно по радио и лицезрея вживую на ежегодных тогда фестивалях и смотрах достижений коллектива хора Якутского радио под ее управлением, люди справедливо тянулись к столь великолепным образцам многоголосья, подражали каждому исполнению. В этом плане радио выступало в роли  пропагандиста и самоучителя хорового пения, тем более тогда были  специальные обучающие передачи, а по телевидению Феврония Алексеевна  организовала специальную программу «Секрет пяти линеек». Кроме этого, хор и оркестр Якутского радио уже в 1952 году при пединституте создали  музыкальный университет. Будущие педагоги, окончившие его, уже со  знанием азов музыкального, в первую очередь, хорового искусства,  разлетались по всей республике. Многие из них на местах уже сами создавали самодеятельные творческие коллективы. Поэтому хоры существовали почти во всех школах, а повзрослевшие его участники становились активными участниками художественной самодеятельности. В  те времена оркестров, кроме как  в г. Якутске, не было, а многоголосие давало более экспрессивную тональную окраску, чем простое сопровождение  игрой на баяне. А другой секрет организации хорового пения заключался в том, что через него к самодеятельному искусству привлекалось большое  количество населения, люди тем самым учились понимать искусство. Постепенно по всей республике стали появляться более подготовленные в профессиональном плане хоровые коллективы. Во всем этом была  несомненная и неоспоримая заслуга первого якутского хормейстера, которая  всеми силами старалась практически внедрять «искусство в массы». Она выпустила несколько книг, посвященных музыкальной культуре якутского  народа, в том числе почти методические пособия о том, как создать самодеятельный коллектив и как им руководить, как научиться слушать и  слышать музыку.

А с какими трудностями Ф.А. Баишевой далось это звание «первого якутского дирижера и хормейстера». Родилась она в 1925 году десятым  ребенком в семье бедных крестьян в Жабыльском наслеге Мегино-Кангаласского района. В шесть лет она теряет мать и остается на попечении  отца-инвалида. Всю жизнь вспоминала добрым словом Феврония  Алексеевна своего первого учителя математики Николая Ивановича  Владимирова, который и приобщил ее к музыке – игре на хомусе, гитаре, балалайке, мандолине. Он же и организовал школьный  хор, первые  театральные постановки, занятия  танцами. Во всем этом Феня принимала  самое активное участие. Так талантливый педагог зажег первую творческую  искру, заронил влечение к прекрасному, которое станет смыслом всей ее жизни. Потом были суровые военные годы, работа в хоре Национального  театра под руководством самого Марка Жиркова, который, кстати, тепло  относился к талантливой и любознательной девушке, которой пока не хватало музыкального образования. Потому он давал ей возможность заниматься у него дома на его инструменте (роялей тогда в Якутске было  раз-два и обчелся), одалживал музыкальную литературу из своей  библиотеки, в конце концов, помог ей получить музыкальное образование. Так в 1944 году, в разгар голодного и холодного лихолетья, училась в Свердловском музыкальном училище, где от невыносимых условий стала  сильно болеть. Затем была Московская консерватория имени Чайковского. Там тоже были свои трудности, которые девушка стойко преодолевала. В 1951 году Ф. Баишева заканчивает отделение дирижерско-хорового факультета и первой из якутских женщин получает звание дирижера. Выпускницу Московской консерватории направляют на работу в Якутское  музыкально-художественное училище, где именно ею было открыто новое  дирижерско-хоровое отделение. Параллельно становится хормейстером в  Комитете радиоинформации. Не преуменьшая значение работы предшественников, следует подчеркнуть, что именно под ее 40-летним руководством хор Якутского радио обрел свое творческое лицо, традиции, превратился в настоящую творческую лабораторию для якутских композиторов и мелодистов. Так хор сыграл огромную роль в становлении национального оперного искусства и первых постановок русских классических опер на сцене Якутского музыкально-драматического театра. Например, в 1952 году коллектив хора принял участие в постановке оперы  С. Рахманинова «Алеко», где в главной роли выступил солист хора Матвей Лобанов. Далее – в первой якутской оперетте «Цветок Севера» Гранта  Григоряна.

В 1955 году была восстановлена национальная опера-олонхо «Ньургун Боотур Стремительный» композиторов Марка Жиркова и Генриха Литинского. В 1957 году эта опера предстала перед взыскательной  московской публикой в рамках Вечеров якутской литературы и искусства. И первый выход якутского музыкального искусства к широкому всесоюзному  зрителю стал триумфальным. Якутский эпос в виде оперы получил  восторженный отклик в главных печатных органах страны – в «Правде» и «Известиях». Главные роли с блеском исполнили солисты хора Илья  Перевалов и Анна Егорова. А организатором спектакля была Ф.А. Баишева, которая являлась и главным хормейстером Вечеров. Иногда кажется, что этот  первый грандиозный успех невиданного доселе музыкального шедевра не  получил своей настоящей оценки, как уникального симбиоза народного  творчества и классического искусства, почти преданы забвению новаторские  начинания авторов, руководителей самобытной постановки.

Если в 50-60-х годах хор работал над освоением и накоплением  песенного репертуара, то в последующие два десятилетия наметились  серьезные сдвиги в исполнении масштабных вокально-симфонических сочинений якутских авторов, русской и современной классики.

Среди них были сложные хоровые поэмы, театрализованные оратории,  самые разнообразные кантаты, оды, поэмы, сюиты и т.д. Интересующиеся  этими работами могут найти их в фонотеке республиканского радио: они хранятся только там, т.к. в советское время эти произведения не были  растиражированы, а с годами значение якутского хорового искусства как-то  поблекло. Связано это с разными факторами, в том числе с расформированием по решению Федеральной службы ТВ и РВ хора  Якутского радио. Но главная причина увядания интереса  к  хоровому пению заключается в том, что не появились достойные продолжатели дела Баишевой. Так, первый профессиональный якутский хормейстер, заслуженная артистка РСФСР, народная артистка Республики Саха (Якутия) Феврония Алексеевна Баишева до сих пор остается непревзойденным  организатором  хорового искусства  в Якутии.

Людмила АСЕКРИТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *