ПО СЛЕДАМ ПЕСЕН ЛЕОНИДА ПОПОВА

Народный поэт Якутии Леонид Попов известен как поэт-песенник. Его песни завоевали сердца людей независимо от возраста и рода занятий. Их поют везде и всюду. В год столетия со дня рождения Л. А. Попова мы встретились с теми, кто был тесным образом связан с его произведениями, увековеченными в песнях.

Ниже предлагаем материал о наших встречах и беседах.

 

«Вспоминаю родной алаас»

 

Одна из известных и любимых народом песен Леонида Попова – «Вспоминаю родной алас» («Саныыбын төрөөбүт алааспын») на музыку Трофима Семенова. Стихотворение поэт написал в 1946 году. А когда и как была написана ее музыка?

Этот вопрос привел меня к вдове мелодиста Сусанне Николаевне Семеновой. Она раньше работала финансистом в разных республиканских учреждениях. Ушла на заслуженный отдых с Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия), где много лет плодотворно трудилась главным бухгалтером. Ветеран финансовой службы республики встретила меня на своей даче в районе Речевой школы. Разговор шел за чашкой чая. Сусанна Николаевна нетопропливо вспоминала, как в 60-х годах прошлого века студент Культурно-просветительного училища Трофим Семенов, родом из Верхневилюйского района, и она, учащаяся финансового техникума, родом из Чурапчинского района, встретились во время осенних сельхозработ. Это случилось на картофельном поле с. Хатассы, и имело продолжение на танцах в клубе, которые вечерами организовывали студенты и местная молодежь.

Сусанна Николаевна с особой нежностью в сердце, что очень было заметно со стороны, вспоминает, как Трофим танцевал и неуклюже кружился в вальсе. От этого он стыдился, но в следующий вечер все равно приглашал Сусанну на танец. Это была любовь. Молодые люди стали встречаться, ходить вместе в кино.

По окончании учебы Трофим и Сусанна создали семью. Трофим работал методистом и музыкантом в Доме народного творчества, Сусанна –бухгалтером в Министерстве внутренних дел. Было трудно, но молодые люди выросшие без родительской опеки и любви, познавшие с ранних лет нужду и тяготы жизни, не обращали на это внимание, работали, занимались любимым делом.

Из рассказа Сусанны Николаевны еще раз убеждаешься, что мир не без добрых людей. На ее работе коллеги обратили внимание, что их молодой специалист испытывает большие трудности с жильем, нуждается в помощи. И помогли. И вот, молодая семья Семеновых поселилась в маленькой, но в собственной квартире в центре Якутска.

Как-то в начале августа 1965 года они вместе с друзьями выехали на отдых в родной алаас Сусанны Николаевны – Болхой, что находится в Кытанахе Чурапчинского района. Был прекрасный летний день. Виднелись свежезаготовленные стоги сена, на зеленом лугу паслись скот и табун лошадей с окрепшими, прыткими жеребятами. Мужчины добыли несколько крупных уток, быстро развели костер и поставили ведро с утиным мясом вариться.

Все были молоды и безмерно счастливы, что вырвались на природу. Веселились, пели песни. Когда утка была готова спохватились, что Трофима то нет. Стали звать, и не дождавшись ответа, разбрелись по окрестности искать его. Нашли его сидящим на бревне от старого дома с листами бумаги на руках. Трофим вскочил и крикнул: «Друзья, написал песню! На слова Леонида Попова «Вспоминаю родной алаас». Трофим тотчас спел сочиненную им песню. Он был очень взволнован, и конечно же, счастлив. Эти стихи в записной книжке, находившиеся долгое время в кармане пиджака, наконец, дождались своего часа. Подходящая музыка никак не шла, все время куда-то ускользала. И вот, в родном алаасе любимой жены родилась прекрасная музыка!

Тогда в Болхое мелодия всем понравилась.  И впоследствии она быстро обрела популярность среди народа. Таким образом, ровно 54 года тому назад появилась задушевная песня «Вспоминаю родной алас», которую и в XXI веке поют и стар, и млад.

Сусанна Николаевна рассказывает, что их квартира действительно была местом творческих встреч. Постоянными гостями в их квартире были музыканты, артисты, работники культуры и искусства. Трофим Иванович помогал многим составлять ноты их песен, музыкальных произведений, играл на баяне. Также приходил гостить знаменитый певец-импровизатор, тойуксут  Сергей Зверев.

Как вспоминает Сусанна Николаевна, из профессиональных артистов песню «Вспоминаю родной алаас» великолепно исполняли народный артист России и Республики Саха (Якутия) Семен Оконешников и молодой, талантливый оперный певец Гавриил Николаев.

Сусанна Николаевна и ее сын Трофим Трофимович бережно хранят дорогую семейную реликвию – грампластинку Ленинградской фирмы «Мелодия» с записью песни любимого супруга, отца Трофима Семенова «Вспоминаю родной алаас». Есть у них записи телепередач НВК «Саха» о мелодисте Трофиме Семенове, записанные самодеятельным композитором, неутомимым пропагандистом якутской песни и музыки Виталием Андросовым. Не это ли пример преклонения перед талантом старших поколений, увековечивания их светлой памяти.

Талантливый мелодист Трофим Семенов ушел из жизни в 1979 году  в возрасте 42 года от роду, в расцвете творческих сил.

 

на слова народного поэта музыку сочиняет народный артист

 

Народного артиста республики Аркадия Алексеева знают все. С ним мы встретились в летний воскресный день у Дома печати. У Аркадия Михайловича, как обычно, в эти дни было мало времени, но он согласился побеседовать о своих песнях, написанных на слова народного поэта Якутии Леонида Попова.

А. М. Алексеев в 1963 году окончил Центральный Московский институт физкультуры и спорта им. И. В. Сталина. Москва молодому человеку из сельской глубинки далекой Якутии, кроме полученной пециальности тренера по легкой атлетике, дала очень многое в культурном и духовном развитии. Московский период жизни он считает дорогим и неповторимым подарком судьбы. Еще со школьной скамьи, интересующийся музыкальным искусством и песней, он не пропускал концерты столичных артистов и гастрольных групп из союзных республик, зарубежных стран. В результате этого он задался вопросом: «Почему в якутской музыке и песне нет быстрого темпа, вальса и танго?» И пришел к однозначному выводу: «В якутской музыке и песне должны иметь место и быстрый темп, и вальс, и танго, и блюз. Только кто-то должен их внести».

Вернувшись на родину, молодой специалист окунулся с головой в работу в сфере физкультуры и спорта. Казалось бы, не было времени заниматься еще чем-то другим. Однако мысль, твердо засевшая в его голове еще в Москве о внесении в якутскую музыку эстрадное направление, темп вальса и танго, не покидала. И он начал сочинять песни в этом направлении. Однажды он встретил на своем пути студента биолого-географического факультета ЯГУ Н. Попова из Чурапчинского района. За очень короткое время Аркадий Алексеев на слова Николая Попова сочинил 11 песен, которые стали любимыми песнями студентов и рабочей молодежи.

Еще одним примером того, что Аркадий  Алексеев удачно взялся за сочинение музыки быстрого темпа, стала песня «Дождь» (“Ардах”), слова которой были написаны Л. Поповым в 1968 году. Эту песню мы, студенты 70-х годов прошлого века, пели на всех больших и маленьких студенческих мероприятиях, стараясь подражать тембру голоса ее автора. И вправду, в те годы дожди в Якутске лили точь в точь, как художественно описывал Леонид Попов, а быстрый и легкий темп музыки Аркадия Алексеева усиливали радостное восприятие теплого летнего дождя.

История сочинения музыки на стихотворение Л. Попова «Протягиваю к тебе руку» (“Илиибин эйиэхэ уунабын”), как и самого текста, полна грусти и драматизма. Когда скоропостижно скончался в возрасте 36 лет его близкий друг, земляк, талантливый баянист, мелодист, неповторимый исполнитель собственных песен Валерий Ноев, он дал себе клятву, что посвятит ему свою песню. Во исполнение этого обещания Аркадий Алексеев через год, в 1976 году, написал музыку на слова Л. Попова. Песня получилась грустной, полной чувства потери и одиночества. В процессе окончательной доработки появилась одна загвоздка – в тексте есть строка «…Ты зайдешь сейчас на свой Вилюй…» – а Валерий Ноев по месту рождения был близок к реке Амга. И Аркадий Михайлович, хотя с Леонидом Андреевичем не был в близко знаком, позвонил поэту и объяснил ситуацию – попросил разрешения, заменить слово «Вилюй» на слово «Амга». Аркадий Михайлович вспоминает, что из паузы в телефонном разговоре он сразу почувствовал, что его просьба Леониду Андреевичу не понравилась. Однако, телефонный разговор это не беседа с глазу на глаз, он продолжал просить. Наконец, Леониду Андреевичу пришлось сказать: «Ну что поделаешь, быть по вашей просьбе».

Вот так появилась песня «Протягиваю к тебе руку», слова и мелодия которой уже более 40 лет задевают душу и сердце любого из нас. Аркадий Михайлович, чуть помолчав, сказал, что эта песня, на его взгляд, одна из удачных из его более 60-ти песенных сочинений.

Стихотворение «Письмо» (“Сурук”) Леонидом Поповым было написано в 1946 году. Аркадию Алексееву это стихотворение напоминало послевоенное детство, когда зимой в его родном селе поздними вечерами друг за другом гасли огни в окнах, ибо родители тушили свечи. И появлялась тогда какая-то грусть. Будто чувство потери кого-то, чего-то, и, конечно же, любови, которая, возможно, будет безответной. Музыка получилась такой же искренней и чуственной, как и сами стихи.

Оказалось, что Л. А. Попов и А. М. Алексеев в какой-то степени связаны друг с другом. В 1956 году десятикласник Аркадий Алексеев написал музыку на стихотворение И. Алексеева «Тойбохой», где воспеваются малая родина народного поэта, природа и трудолюбивые люди Тойбохоя, превращающие мечту в реальность. Песня и ныне воспринимается и поется, как гимн Тойбохоя.

В разговоре время ушло быстро – мы не заметили, как вышли за рамки нашей темы. Аркадий Михайлович засобирался домой, ибо завтра он едет в Амгу на  VII спортивные игры народов Якутии, у истоков которых он стоял в период работы в добровольном физкультурно-спортивном обществе «Урожай». Попрощались до следующей встречи.

 

песни народного поэта поет народный артист

В 60-х годах XX века А. П. Самсонов, окончив учебу в Москве, вернулся на родину и начал свою плодотворную профессиональную деятельность оперным певцом. В тот период Л. А. Попов, как поэт, драматург и переводчик, был уже известен в республике и за ее пределами. И они познакомились. С первых встреч сложились дружеские отношения. Леонид Андреевич приглашал его к себе домой, дарил свои книги.

Вскоре Александр Самсонов начал петь песни на слова Леонида Попова. И со столичных сцен, и с клубных, лились прекрасные, задушевные песни Леонида Попова на якутском и на русском языках в его исполнении.  В богатом репертуаре А. Самсонова есть пять песен на стихи Леонида Андреевича:  на музыку Н. Бойлохова “Песня о мире” («Эйэ ырыата»), И. Колодезникова “Далеко, за  Янскими хребтами” («Дьааҥы уҥуор, ыраах сиргэ»), Г. Комракова «Люблю Якутию мою» (в переводе Д. Смирнова), «Песня оленевода» (в переводе Н. Глазкова) и «Воспоминание» (в переводе Ю. Разумовского).

Александр Парфеньевич показывает несколько томов сборников стихов своего знаменитого земляка, где имеются автографы поэта. На одном из них – в книге «От океана до океана», выпущенном в 1979 году, – мы знакомимся с дарственной надписью, где выражена благодарность за талантливое исполнение его песен, видим почерк поэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александр Парфеньевич говорит, что он гордится исполнением якутских песен в переводе на русский язык. Ибо это расширяет границы влияния музыки, слов песни,  что объединяет народы.

Из своего домашнего альбома Александр Парфеньевич быстрыми движениями вытаскивает и показывает старую фотографию, где он запечатлен с якутскими писателями во время их ысыаха в 1985 году. Сидят на лоне природы и душевно разговаривают Л.А. Попов, Иван Федосеев – Доосо, Николай Якутский, Амма Аччыгыйа, Кюннюк Уурастыров, Лев Габышев и др.

Оказывается, что из этих пяти песен Александру Парфеньевичу, и как исполнителю, и как человеку, которому не безразличны слова «родина», «родной алас», нравится песня «Воспоминание» (свободный перевод стихов «Вспоминаю родной алас»). «Слова песни так задевают душу и действительно кажется, что ты вернулся в детство, в отчий дом, алас», – говорит мой собеседник с оттенком грусти. Эту песню любит и супруга певца Ольга Ивановна, более сорока лет проработавшая на кафедре истории Якутского государственного университета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лауреат премии Ленинского комсомола Якутии, народный артист Якутской АССР, заслуженный артист России, почетный гражданин г. Якутска и Республики Саха (Якутия) А. П. Самсонов  9 мая в 2020 году, как певец Победы, вот уже 28-й раз выступит с концертами, а 11 мая ему исполнится 85 лет.

Он с радостью и с некоторым волнением в душе рассказывает, что готовится к этим датам. Обновляет свой репертуар, собирает материал для выпуска юбилейной книги. «Работы много. Скучать некогда», – радостно улыбается ветеран сцены, неутомимый пропагандист якутской и русской музыки и песни. Быстрыми, только ему присущими движениями, вытаскивает альбомы, книги, буклеты, показывает, рассказывает. Включает музыкальный центр, дает послушать песни «Песню оленевода», «Воспоминание” в его исполнении. Когда что-то ищет и ходит по комнате, своим неповторимым голосом непроизвольно запевает куплеты из песен своего богатого репертуара. Находит то, что искал, и продолжает рассказывать.

Вот так песни народного поэта проживают вторую жизнь в исполнении народного артиста Александра Самсонова.

 

Валериан Николаев

Член союза писателей Республики Саха (Якутия),

член союза журналистов России.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *