Почему сова лохматая. Сказки эвенков Томской области

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. Из рубрики «Наша культура»

Эвенки Томской области являются самыми западными жителями Сибири, именуемые в российской науке «сымско-кетская группа». Одна из особенностей этих эвенков заключается в том, что у них сохранялись древние пласты культуры, в частности это относится к устному народному творчеству: предания, легенды, мифы, загадки, сказки и др., передающие представления об окружающем мире, религиозных воззрениях и отношениях между людьми. В культуре эвенков сказки бывают волшебные, героические, о животных и др., содержащие в себе воспитательные функции идеи добра и справедливости, их противоборство со злом, об отношениях в человеческом сообществе и умении искать выход из сложных ситуаций.

Представляем вниманию наших читателей две сказки из книги «Сказки эвенков Томской области». В основу данного сборника вошли сказки, услышанные Верой Александровной Дуткиной в детстве, когда она, будучи ребенком, кочевала вместе с родителями по таежным просторам, следуя за стадом домашних оленей.

Вера Александровна, постоянный подписчик, автор нашей газеты. Принимает активное участие в жизни эвенков Якутии и Томской области.

 

 

ЭДА УМИЛ ЛУРБУКТА

Окир, окир митки дуннэдувун дюгаҥи бичэн. Тадук инин одан, дэгил доноточилрэ. Нуҥартын гулдырэ умилвэ унрэ гэлэктудэн ня-маканму дунэлэн. Городу умил дэгилрэл, тадук эмэрэндэ гунэн:

– Ачин идумэт нямал дуннэл. Идумэт доно-точо дуннэ.

Мэргэлрэ дэгил, дэгилрэди дяличилра, он билдэп. Умукэн чипкаткан дэгрэн дюлан умил, долтыран хонковотын дюду.

– Би нямава дуннэвэ бакам, таду огды деп-тылэл. Тэтыгэе иннактадива шаҥанюдуп, хокто-ду иҥин одян. Нуҥартын эду бидэктын.

Тар чипкаткан долдыва элэткитын ул-гурлэн. Чипкаткар аямат уруврэдэ дэгилрэ. Да умилва эмэну. Нунан Северду эмэнмурэ тугэсит тэтыгэлдиви. Тадук тэтыгэн нунандун балды-ран, тыкинда лурбукта. Чипкаткар тарит оши аявру умилва, упкат умунду агили ашактадяра нуҥанман.

ПОЧЕМУ СОВА ЛОХМАТАЯ

В давние времена в наших краях всегда было лето. Потом наступили холода, и птицы начали мёрзнуть. Решили они отправить сову на поиски тёплых краёв. Надолго улетела сова, а когда вернулась, сказала:

– Нет нигде тёплых краёв. Везде земля мёрзлая.

Расстроились птицы, разлетелись, думают, как же быть. Одна птичка подлетела к чуму совы и подслушала её разговор в кругу семьи:

– Я нашла тёплые края. Там много корма. Надо нам сшить всем меховую одежду, в дороге будет холодно. А они пусть остаются.

Птичка рассказала всем про услышанное.

Птицы дружно собрались и улетели. А сову с собой не взяли. Она так и осталась на Севере в меховой одежде. Потом мех и к телу прирос, потому сова лохматая. А птицы с тех пор сову не любят и всей стаей гоняют её по лесу.

WHY THE OWL IS SHAGGY

In ancient times in our corner of the world summer was all the year around. Once frost felt upon the earth and birds began to freeze. They decided to send an owl to look for warm lands. The owl flew for a long time, but when she finally returned, she told:

– There are no warm lands anywhere. Every­where earth is frozen.

Upset birds scattered, they started to think what to do. One little bird flew up to the owl’s chum, and overheard owl’s conversation in the bosom of the family.

– I found warm lands. There is a lot of food. We all should sew a fur clothes, it will be cold on the journey. Let the others stay here.

The little bird told everything that she heard to other birds. Birds rapidly gathered together and flew away. They did not take the owl along. She stayed on the North in her fur clothes. Then the garments adhere to the owl’s body. That is why all owls are shaggy. Ever after birds don’t like owl and chasing her through the forest.

УКЭН МЭРИМЭ

Амут дяпкадун умукэн атырикан индечэн. Бэюктэдэндин олломидянкин, тарит индёнкин. Укэн олронилван дёромилран. Атырикан ичэрэн, алавудами дёрокову нэкэрэн. Мувэ нуҥан кала-кандуви хуюврэн, дикилран, алачилран. Укэн дэ-грэн, ирэн дюла.

Атырикан калакачанму укунминун гамал-чаранда укэндули уҥкурэн. Укэн дэгилрэн тадук олролво этэрэн дёромира.

Чолкол мэримэл дылдунда Шакилдун Ты-киндэ эмэнмурэ.

ПОЧЕМУ ГАГАРА ПЁСТРАЯ

На берегу озера жила одна старушка. Она охотилась, рыбачила, этим и жила. Гагара стала у неё рыбу воровать. Старуха заметила и решила воровку отучить и наказать.

Вскипятила в котелке молоко и спряталась в чуме, стала ждать. Прилетела гагара, забралась в чум. Старушка быстро схватила котелок с моло­ком и на гагару выплеснула.

Гагара улетела, с тех пор перестала воровать рыбу. А на голове и на крыльях остались белые пятна от молока.

WHY THE LOON IS MOTLEY

An old woman lived alone on the lakeside. She hunted and angled, that is how she lived. Once, a loon began to steal fish from her. The old woman noticed it and decided to break of this habit and to punish the thief.

The old woman boiled milk in a kettle, hid it in a chum, and began to wait. When the loon ap­peared and got into the chum the old woman quick­ly grabbed the kettle with milk and splashed it out upon the loon.

The loon flew away, since then it stopped to steal fish. Yet on the loon head and wings there are white milk stains.

 

Из книги «Сказки эвенков Томской области». Составители В.А. Дуткина, М.Х. Белянская. С-Петербург, 2014.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *