Роль литературы о Великой Отечественной войне в формировании молодого поколения

В наши дни в школах, средних учебных заведениях, ослабилось патриотическое воспитание подрастающего поколения. В этих условиях перед российскими учителями, писателями, научными работниками и журналистами назрела необходимость правдиво рассказать, писать и показывать Великую Отечественную войну советского народа против немецкого фашизма.

Наше старшее поколение в невыносимых условиях военного лихолетья с оружием в руках самоотверженно защищало свое Отечество и продолжило преемственность поколений – сохранить и приумножить славную историю своей Родины. Среди таких доблестных защитников Отечества был народный учитель СССР Михаил Андреевич Алексеев – герой документальной повести «Учитель от бога» известного якутского поэта и прозаика И.Е. Федосеева-Доосо.

Выросший сиротой Миша Алексеев с детских лет вырабатывал в себе такие качества, как выносливость, самообладание, сноровку и силу воли. Эти качества всегда пригодились в его жизненном пути.

Выпускник Якутского педтехникума совсем еще молодой Михаил Алексеев уехал на Север, работал учителем, а затем стал руководителем школы в маленьком селе Родчево. Он пользовался большим уважением и доверием среди учащихся и их родителей. Но 1938 году авторитетного учителя избрали секретарем Среднеколымского райкома комсомола. Но поработав в этой должности недолго, он поступил в Калининский пединститут и стал студентом физико-математического факультета.

Но вскоре мирная жизнь была прервана и началась Великая Отечественная война. Михаил Алексеев был призван на фронт. Меткий стрелок-охотник, отличный следопыт, боец Алексеев всегда четко выполнял все боевые приказы командования. Физически развитый и от природы крепкий парень из Якутии, попал в 20-й саперный батальон, а его земляк Федя – в стрелковый полк.

Далее писатель с восхищением описывает боевые будни своего героя повествования, Михаила Алексеева. Смышленый и очень выносливый солдат Алексеев был одним из лучших бойцов. Он показывал пример в труде и в боевой обстановке. Комсомольцы избрали его комсоргом батальона. Предполагалось проникновение противника в нашу территорию, поэтому командование приказало аккуратно заминировать опасные участки. Алексееву в эту горячую пору давали еще несколько строчных заданий.

В это время под городом Перемышль земля ходила ходуном. С левого берега беспощадно била дальнобойная артиллерия. Несмотря на такую сложную ситуацию, бойцу Алексееву и лейтенанту Вара приказали взорвать Мостицкий железнодорожный мост. Писатель наглядно нарисовал картину как четко и без суеты двое бойцов выполнили это ответственное задание. Вскоре благодаря смекалке и сообразительности Алексеева и его командира, произошел взрыв и рухнул в воду стратегического значения железнодорожный мост.

Через некоторое время герой повествования, комсорг Алексеев получил еще другое задание – вывезти из города Перемышля семьи командиров, их жен и детей. Группа бойцов под командованием Алексеева на следующий день с большими усилиями освободили из окружения немцев семей офицеров и вывезли большое количество продовольствия и боеприпасов.

Писатель в другом эпизоде повести наглядно раскрывает великую дружбу советских солдат. Приказано было освободить четырехэтажный дом, где жили немцы, превратив его в казарму.

Выполняя этот боевой приказ, наши бойцы внезапно ворвались в этот дом. Комсорг Алексеев никому не давая опомнится, пинком распахивал двери и швырял внутрь гранату. Но в одной из комнат Алексеев с порога расстреливал гитлеровцев и его  чуть не пригвоздили штыком к стене. Но его спас друг-украинец Михаил Чередниченко и сам тут же свалился на пол, сраженный с вражеской пулей. Писатель, описывая этот боевой эпизод, очень правдиво показал типичный случай на войне. Действительно, советские войска, спасая друг друга в боевой обстановке, часто сами погибали.

По мере развития сюжета повести Иван Федосеев показывает еще другой типичный эпизод из фронтовой жизни советских бойцов. Наши не имея ни танков, ни артиллерии, ни пулеметов, решили идти на прорыв блокады. У них были только штыки и гранаты. От 99-й стрелковой дивизии осталось человек 300. Далее в повести Ивана Федосеева мы читаем следующее: «Дивизия была окружена гитлеровскими танками и пехотой. Несколько раз бойцы бросались в атаку на противника… Израсходовав последние гранаты, политрук Михаил Алексеев бросился в рукопашную» (с. 52).

Советская печать в те суровые годы с восхищением писала о героизме наших пограничников.

Писатель Иван Федосеев правдиво рассказывал в своей повести о подвигах советских солдат, но и офицеров. Так, например, когда кончились патроны, лейтенант Нечаев направил своих бойцов в штыковой бой: «Немцы решили захватить Нечаева в плен. На него набросилось сразу пять фашистских солдат, но молодой командир не растерялся. У одного из нападавших он вырвал гранату и подорвал ею себя вместе с четырьмя немцами» (с.40). Это был один из типичных эпизодов из истории Великой Отечественной войны.

99-ая стрелковая дивизия, где служил Алексеев с честью, нес свое боевое знамя сквозь огонь Великой Отечественной войны. Она четырежды «прорывала окружение, давая тем самым отразить множество танковых атак противника и выдержала не одно нападение с воздуха» (с. 45).

Но под Уманью советским войскам пришлось оставить свою позицию. Немцы с великим удовольствием расстреливали советских политруков и евреев. Наш земляк Михаил Алексеев, человек крепкого телосложения, всегда блестяще выполнял боевые задания, и потому вскоре сделали политруком. Но в лагере зондерфюрер однажды при допросе понял, что Алексеев понимает и может разговаривать на английском и немецком языках. Тогда Алексеев впервые в жизни сказал неправду, что он – японец, что родился во Владивостоке и как советский гражданин был призван в ряды Советской Армии. Но когда он, совершив побег, и нашел в Северном Кавказе Красную Армию, наши офицеры ему тоже не поверили, что он наш советский военнослужащий. Наши военные утверждали, что он учился в Симферополе и проходил курсы диверсантов, по национальности он японец. Поэтому Михаила Андреевича Алексеева целых одиннадцать лет мучили в Туруханской, Унженской и Енисейской концлагерях. Только в 1952 г. он освободился из тюремной каторги.

Через несколько лет Михаил Андреевич блестяще окончил пединститут, он стал высококвалифицированным учителем физики и математики. Для него открылась дорога обучать детей родной республики по физике и математике и способствовать их в получении нужных профессий для Якутии – инженеров, архитекторов, строителей и врачей. В первые годы после окончания пединститута он работал в Далырской школе Верхневилюйского района, затем самом Верхневилюйске и в Горном районе. Но Михаил Андреевич, где бы ни работал, его ученики учились по физике, математике очень увлеченно.

Это был талантливый учитель, с прирожденным учительским даром. Дети даже по другим предметам стали учиться лучше, добросовестно изучали даже иностранные языки.  В вышеназванных школах целый год работали всевозможные технические кружки: кружки любителей автодела – где готовили водителей, кружки трактористов, киномехаников, электромонтеров и сварщиков. Ученики Михаила Андреевича усердно готовились поступать в вузы, сдавали экзамены в самых знаменитых вузах страны: в Москве, Ленинграде, Томске, Омске, Иркутске и др. Они часто становились лауреатами различных олимпиад и конкурсов. Высокая ответственность за порученное дело, четкая дисциплина, горячая любовь к математическим дисциплинам, любовь к своей Родине, школе и родителям требовалось с каждого ученика, которых так любил их любимый учитель Михаил Андреевич. Он был настоящим эталоном для подражания

Ученики этого замечательного учителя – заслуженного учителя ЯАССР, РСФСР и народного учителя СССР Михаила Андреевича с успехом выдерживали экзамены во многих центральных вузах страны и в нашем университете. Добиться таких успехов Михаилу Андреевичу помогали: природный дар учителя, военная дисциплина, высокая ответственность за порученное дело, любовь к науке и беспредельная любовь к своей родной земле и любимой России. Ныне ученики народного учителя М.А. Алексеева стали докторами и кандидатами физико-математических дисциплин, работают в разных учебных заведениях и министерствах, возглавляют многие учебные заведения в нашей необъятной республике.

Таким образом, высокие нравственно-патриотические качества советских воинов, в лице народного учителя Якутии Михаил Андреевича Алексеева и других учителей – славных бойцов в боях за свободу и независимость Отечества, являются ярким примером для подрастающего поколения стать преданными патриотами, трудолюбивыми людьми и беззаветно любить свою Родину – Россию.

 

Дора Васильева, д.ф.н.

Использованная литература: И.Е. Федосеев. Учитель от бога. Якутск, 1994,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *