Седьмая симфония Шостаковича как символ  героизма блокадного Ленинграда

Я учусь в музыкальной школе, и на одном из уроков по музыкальной литературе мы изучали  творчество  советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Меня до глубины души потрясла  история создания  симфонии №7 «Ленинградской» и её роль в героической обороне Ленинграда.

Вместе с другими жителями города Дмитрий Дмитриевич  участвовал в обороне Ленинграда:  работал на строительстве противотанковых  укреплений, был бойцом противопожарной команды, по ночам  дежурил на  чердаках и крышах домов, тушил зажигательные бомбы. Симфонию приходилось писать с перерывами, но к середине сентября  Шостакович закончил две части  симфонии, а 29 сентября  завершил третью часть. В середине октября  1941 года  уже из блокадного города  его эвакуировали в Куйбышев. Здесь он продолжил писать симфонию, в декабре была написана последняя часть, и началась подготовка к премьере. Первое исполнение симфонии состоялось 5 марта 1942 года на сцене Театра оперы и балета  города Куйбышев, а 29 марта 1942 года она прозвучала в Москве.

После двух  премьер в разных городах  симфония должны была прозвучать в блокадном Ленинграде. Человеком, который  подал инициативу и который занимался её премьерой  в Ленинграде, стал  главный дирижёр  Большого симфонического оркестра  Ленинградского радиокомитета  Карл Ильич Элиасберг. В июле партитура была доставлена в Ленинград, но в составе оркестра  не хватало музыкантов, многие ушли на фронт, некоторые умерли от голода. Незамедлительно началась работа  по розыску уцелевших  музыкантов в самом  Ленинграде и на ближайшей передовой.

Подготовка к концерту была очень напряженной и тяжелой. «По радио объявляли, что приглашаются все музыканты. Было тяжело ходить. У меня была цинга, и очень болели ноги. Сначала нас было девять, но потом пришло больше. Дирижёра Элиасберга  привезли на санях, потому что от голода он совсем ослабел. Мужчин даже вызывали с линии фронта», – из воспоминаний  участницы блокадного  концерта, флейтистки  Галины Лелюхиной. Так, к примеру, на валторне играл зенитчик, на тромбоне – пулемётчик. Ударника Жаудата Айдарова Элиасберг  вообще вытащил из морга, заметив, что он ещё шевелит пальцами. Для того  чтобы музыканты  могли приступить  к репетициям, им выделили дополнительные пайки. Премьеру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича  назначили на 9 августа. Это был 355-й день блокады. В этот день немцы  планировали захватить город, но вышло по-другому. Незадолго до этого Ленинградский фронт  возглавил Леонид Говоров, будущий маршал. Он приказал  вести по вражеским  батареям непрерывный массированный огонь в течение всего концерта. Фашистские снаряды  не должны были мешать  ленинградцам слушать музыку. Концерт услышали не только те, кто имел билет. Благодаря радиотрансляции, репродукторам и громкоговорителям музыкой могли насладиться все жители города, его защитники и даже немцы за линией фронта.

Новое произведение Шостаковича  потрясло слушателей, вселило уверенность и придало силы защитникам города. Седьмая симфония  сплотила ленинградцев  и в самый сложный момент  показала, что город  продолжает жить.

Я несколько раз была в Санкт-Петербурге, мы с родителями посещали  музеи, слушали  рассказы экскурсоводов о героической обороне города-героя Ленинграда. Поэтому, когда мы прослушивали Седьмую симфонию и  слушали рассказ учителя об истории её создания, у меня перед глазами вставали  кинокадры из хроник о блокадном Ленинграде  – бесконечные очереди за хлебом измученных голодных людей, залпы артиллерийских батарей, потом в голове возникали картины  красивых проспектов уже современного Санкт-Петербурга, потоки  радостных людей – потомков тех ленинградцев, которые отстояли свой город,  и которые даже в жуткие  нечеловеческие моменты  находили в себе силы  слушать симфоническую музыку, не теряя  свою человеческую сущность.

Дайаана Дьяконова,

ученица 7  класса

Международной Арктической школы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *