Сирота ждет своего законного жилья

Ровно год назад, по данным Министерства труда и социального развития, в  нашей республике на учете органов опеки и попечительства состояли 3 608 детей-сирот. Кроме того, 585 детей являются детьми, оставшимися без попечения родных.  Цифры довольно внушительные для немногочисленного региона.

Справедливости ради, надо отметить, что государство совершает довольно ощутимые действия в отношении улучшения жизни детей-сирот.

Скажем, размер ежемесячного пособия, на содержание опекаемых детей  с учетом индексации составляет свыше 20 тысяч рублей. Об этом мы несколько раз рассказывали на страницах нашей газеты. Сегодня речь пойдет об обеспечении их жильем. Вопрос неоднозначный и очень важный и, в то же время, остающийся вне зоны пристального контроля общественности и государственных структур, будто поговорка  «я прокукарекал, а там хоть не рассветай» подтверждает нежелание брать на себя заботу и ответственность за дальнейшее развитие событий, инициаторами которых были сами.

Не тайна и не секрет, что в некоторых случаях, в некоторых  улусах и городах сиротам предоставлялись весьма далекие от качества жилые помещения. В недалеком прошлом жилье (в основном, комнаты) для них выделялось по определенной квоте, на первый момент, будто отвечающий требованиям и нормативам. Но, даже, если строили специально для этой категории, претензий и жалоб на плохое качество строительства, скверного подвода коммунальных сетей было слишком много, доходило до разбирательства на уровне глав муниципалитетов, причем в большинстве случаев формально, что вызывало вмешательство прокуратуры. Правда, финансирование при этом почти всегда закрывало фактические затраты строителей-подрядчиков.

Теперь положение другое — для реализации программы обеспечения жильем детей-сирот надо исполнять новый закон, который требует выделения для детей-сирот не более 25 процентов квартир в многоквартирном доме. А это, в свою очередь, отразилось и по приобретению квартир на вторичном рынке — стоимость квадратного метра, впрочем, как и на первичном, по мнению экспертов, вырастает. Сегодня законом предусмотрено предоставление детям-сиротам вместо комнаты отдельной квартиры с площадью от 24 до 38 квадратных метров. Надо отдать должное нашему правительству, выделившему из бюджета республики около 3 миллиард  рублей на обеспечение сирот жильем.

Жилье предоставляться должно всем сиротам, у кого нет квартиры или дома ни в собственности, ни сохраненного жилья. Опекун или детский дом, когда сироте исполняется 14 лет, обязаны в течение месяца обратиться в органы опеки с заявлением о предоставлении сироте жилья.  Оно рассматривается комиссионно, выносится решение о включении или не включении в Единый республиканский реестр. Это делается для того, чтобы определить размер ассигнований на строительство жилья, предоставляемого в Министерство строительства и архитектуры республики.

К сожалению, чаяниям сирот угрожает ряд проблем. Одна из них заключается в том, что средства из-за неполноты финансирования из государственного бюджета поступают не в полном объеме, частями или же вовсе откладываются в конец первого полугодия. Это опять же отражается на сроках, с учетом проведения конкурсных торгов деньги начинают осваиваться только в четвертом квартале. Такая уж картина с сиротскими проблемами. Чтобы не быть голословным, подтвердим это данными прокурорской проверки.

В 2015 году сумма неосвоенных средств составила 153 миллиона рублей, в 2017 году уже 326 миллионов рублей, а в 2019 году по состоянию на 1 декабря, сумма неосвоенных денег достигла 532 миллиона рублей.

На сегодня приобретено всего 315 квартир из 596 запланированных к сдаче и заселению.

Вторая беда кроется в «забывчивости» органов властей — местного  самоуправления, системы опеки и центров по обустройству сирот в семьи. Уже с 2018 года расходы на содержание детей-сирот не индексируются, хотя расходы растут ежегодно на 15-17 процентов. Ясно, что это не вопрос обеспечения жильем, но все-таки мы считаем его в совокупности индикатором внимания к людям, оставшихся без родных.

Значительная часть сирот своевременно не ставится на учет, как нуждающаяся в жилье, из-за неразберихи с определением юридического статуса детей. Притом жалобы сирот на нарушения их прав в муниципалитетах рассматриваются поверхностно, формально и нередко безрезультатно.

Опять же приведем статистику республиканской прокуратуры. По ней в 2012 году права сирот на обеспечение жильем были нарушены в отношении 133 детей. Пик нарушений достиг 2016 года — около 700 детей не получили жилья. В позапрошлом, 2018 году, 539 человек напрасно ждали новоселья. Причина, по мнению проверяющих, одна — недофинансирование строительства. Кстати в наступившем, 2020 году, вместо 1 миллиарда 550 миллионов рублей на эти цели, предусмотрено менее половины, то есть всего 627 миллионов рублей.

На 1 декабря 2019 года средства на строительство жилья освоены на 60 процентов. Из общего лимита выделенных Министерству строительства и архитектуры один миллиард 251 миллион рублей освоено 953 миллиона рублей. Но до конца года оно, по прогнозам министерства, должно достичь уровня один миллиард 112 миллионов рублей. План хороший, если учесть, что на эти средства могут приобрести квартиры 598 детей-сирот. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает, будем ждать и посмотрим, что получится. Если всё будет в порядке, то из 984 сирот более половины справит новоселье.

386 детей остаются без жилья. Министерство оплачивает 30 процентов стоимости строительства по 177 домам. Остальные 180 жилых помещений остаются без средств, мэрия не может найти средства для приобретения на первичном рынке. Поэтому вся надежда на 2020 год. При благоприятном раскладе 1-комнатные квартиры  с площадью 28 кв. м получат 749 детей-сирот, в том числе 386 человек переходит с этого года.

Николай ПЕТРОВ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *