Слово о нашей культуре

 САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. С большим интересом посмотрела и послушала  передачу «Геван» на НВК «Саха»  от 4 февраля 2021года с Ольгой Петровной Охлопковой, ведущим  специалистом отдела по работе с КМНС при Доме дружбы имени А.Кулаковского.

Должна отметить огромную работу этого отдела по возрождению и развитию самобытной материальной и нематериальной культуры КМНС. При том Ольга Петровна работает не только по Якутии, но привлекает народы  из Магаданской области, Хабаровского и Камчатского краёв, что очень нами приветствуется. Ведь долгое время общения с сородичами не было возможно. Многое из культуры народов безвозвратно утеряно и наша задача возродить то, что «спало» где-то в глубине памяти представителей старшего поколения, не находя должного внимания, сохранить и развить их в нашей жизни. А  представителей старшего поколения, воспитанных на традициях своего народа,  помнящих об обычаях полезных для жизни, становится всё меньше с каждым годом. Таких людей надо привлекать к делу, они обычно с большим интересом и радостью воспринимают приглашение к помощи.

Ольга Петровна ратует за чистоту и достоверность в подаче наших культур, отмечает и сетует  о том, что у северных народов  нынешнего поколения всё и вся смешивается, не придерживается индивидуальности ни в костюмах, ни в узорах, ни в музыке, ни в танцах. Такое происходит от незнания и от поверхностного  понимания сути, значения культуры. В последнее время стало просто модно  и престижно  выводить всё северное, вот и ринулись  все туда, не думая о том,  что правильно, что неправильно.

По своей работе я много получала замечаний и  советов от стариков и очень за это признательна им. Когда возрождали наш праздник «Эвинэк», многие были живы и присутствовали на нём. Первый  праздник провели под руководством знатока  фольклора народа, старейшины Василия Павловича Кейметинова. Советы  получала я от Христины Ивановны Кривошапкиной, от Фёдора Николаевича Степанова.  При том они делали  это тихо, шёпотом, чему я очень удивлялась, почему шепчут, а это был их этикет, оказывается. По круговому танцу «һээдьэ» консультировали Анна Григорьевна Захарова, Мария Григорьевна Степанова, проводили мастер-классы по его шагу, по крою костюмов тоже помогали. Ещё с 50-х годов был сохранен костюм в гардеробе сельского клуба, сшитый Ульяной Егоровной Кривошапкиной для артистов художественной самодеятельности. Он использовался нами как образец. А  по узорам  наших костюмов многое утеряно. Наверняка узоры отличались по семейным родам.

Вернёмся к нашим дням. Нынче много проводятся конкурсов, фестивалей по культуре северных народов. Это очень хорошо, повернули народы лицом к себе. Но, как отмечает Ольга Петровна, всё и вся смешалось. Бывает такое на конкурсах, что глаза на лоб лезут. К примеру, выводят танец под общим названием «Северный», нет такого танца в помине. Есть у каждого народа свой танец, со своим сюжетом, темой, хореографией, своей музыкой. А тут такое выкидывают — музыка эвенкийская, комбинезон чукотский.  всё смешано, а сюжета никакого и тема непонятна, просто набор движений, танец эвенский. Танцуют вроде красиво, отточена синхронность, ножки по классической  хореографии. Вроде всё нормально, но непонятно ничего. При том такой танец получает Гран-при, становится лауреатом и.тд. Вот такие несуразицы происходят особенно с эвенской культурой. Ведь, что дозволено по отношению к нашей культуре, совсем недопустимо в культуре более крупных народов. К примеру не станцуешь русский танец под украинскую музыку в белорусском костюме. Узбекский под таджикскую и т.д. Русская верёвочка отличается от украинской. Также у северных народов.

В песнях тоже много чего недозволенного допускается, особенно в словах. В песнях своя тема, которую надо довести до слушателя. Тут ошибки не допустимы, знать надо язык, определить тему песни. Та же проблема с узорами. У них свой язык, они говорят, рассказывают о чём-то. К таким вот нюансам очень  щепетильно подходили наши предки, если что не так, позора, насмешек не оберёшься .

Давайте беречь нашу хрупкую культуру, изучать, знать глубже её значение в нашей жизни, поможем ей выжить и работать на нас. Культура наша призвана  учить, помогать людям жить, беречь их.

Было так у наших предков, пусть и у нас будет так!

 

З.А.Степанова, руководитель  эвенского фольклорного ансамбля «Мэрлэнкэ», Себян-Кюель,2021г.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *