Современные информационные технологии как способ сохранения родных языков

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. В последнее время наблюдается активное использование современных информационных технологий для изучения родных языков коренных малочисленных народов Севера. И юкагиры не остаются в стороне. В мессенджере WhatsApp созданы чаты лесных и тундренных юкагиров, где желающие общаются на родном языке с носителями и получают методические рекомендации от профессиональных педагогов по его изучению. Как правило, такие группы ведутся энтузиастами на общественных началах. В начале 2020 года Благотворительный фонд возрождения юкагиров «Ярхадана» стал победителем гранта Президента РФ с проектом «Кужуун шорилэ (Радуга): сохранение юкагирского языка и культуры посредством поддержки общественных инициатив», который как раз нацелен на поддержку таких общественных проектов, направленных на сохранение, развитие и популяризацию юкагирского языка и культуры.

Сегодня корреспондент газеты «Илкэн» беседует с инициатором и руководителем группы WhatsApp по изучению языка лесных юкагиров, к.п.н. Панной Прокопьевой.

Корр.: Для начала немного справки: численность лесных юкагиров, места компактного проживания, сколько из них владеют родным языком?

П.П.: Как известно, существуют две локальные группы юкагиров – лесные (самоназвание «одул») и тундровые (самоназвание «wадул»). Данные группы значительно отличаются друг от друга языками, типами традиционного хозяйства, особенностями духовной и материальной культуры.

Лесные юкагиры проживают в Республике Саха (Якутия) – в Верхнеколымском и Среднеколымском улусах, в г. Якутске и в Магаданской области, преимущественно в п. Сеймчан Среднеканского района. Единственным местом компактного проживания лесных юкагиров является с. Нелемное Верхнеколымского улуса Республики Саха (Якутия).

Точных данных о численности лесных юкагиров не существует, так как в официальных документах лесные и тундровые юкагиры рассматриваются как один народ. Тем не менее, в определенной степени можно опираться на статистику по Верхнеколымскому улусу Республики Саха (Якутия) и Среднеканского района Магаданской области, так как это территории исторического расселения юкагиров-одулов. Так, в 2010 г., согласно переписи населения, в Верхнеколымском улусе жили 304 юкагира, в том числе в Нелемном – 185 чел., в Магаданской области – 71 юкагир.

По классификации, сложившейся в лингвистической науке, языки лесных, верхнеколымских, и тундровых, нижнеколымских, юкагиров принято называть колымским и тундренным диалектами юкагирского языка соответственно. Однако этот статус юкагирских языков, как полагают ученые, не является точным и, вероятно, следует определять их как самостоятельные близкородственные языки.

Что касается владения юкагирами родным языком, то, по переписи, в 2010 г. в Якутии на владение им указали 289 чел. из 1281 юкагира, в том числе 22 из 304 юкагиров в Верхнеколымском улусе, в Магаданской области – 14 из 71. Однако официальные цифры не отражают нюансы действительной языковой ситуации. В настоящее время носителей языка лесных юкагиров осталось всего 6 человек, из них 3 живут в Якутии и 3 – в Магаданской области, все они люди пожилого возраста.

Корр.: В каких школах изучают родной язык, сколько часов в неделю в каких классах?

П.П.: Язык лесных юкагиров изучают только в Нелемнинской средней общеобразовательной школе, с 1 по 4 классы – по 2 часа в неделю, с 5 по 11 классы – по 3 часа. В этом учебном году в школе обучалось 28 учащихся.

Корр.: Кому, когда и почему пришла идея создать группу в WhatsAp по изучению языка?

П.П.: Идея организовать группу по изучению юкагирского языка в мобильном приложении WhatsApp у меня витала давно, но не было еще четкого представления, как будет выглядеть преподавание. Почему WhatsAp? Во-первых, это – популярный мессенджер; во-вторых, его использование позволяет объединить для общения заинтересованных людей с разных регионов, так как не везде есть возможность изучать юкагирский язык, а очное обучение затруднено из-за отсутствия преподавателей или нехватки времени; в-третьих, прочитать предлагаемый в группе урок и выполнить задание можно в любое удобное время.

После съезда юкагиров в 2016 году группу для изучения юкагирского языка создала Светлана Копалина из Среднеколымского улуса, член Правления Ассоциации юкагиров Республики Саха (Якутии), и, посоветовавшись, мы решили использовать ее как площадку для обучения юкагирскому языку. Таким образом, группа действует уже 4 года.

Корр.: Сколько участников? Из каких регионов?

П.П.: В данное время в группе состоят 57 человек, но, думается, если бы, в частности, в Верхнеколымском улусе хорошо работал интернет, желающих изучать родной язык было бы больше. В группе занимаются участники из г. Якутска, разных районов Якутии, из Магаданской области,  Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и другие. Среди членов группы есть лингвисты из Новосибирска, Москвы, из Японии.

Корр.: Какова методика преподавания языка в группе?

П.П.: В использовании мессенджера для обучения языку есть своя специфика. Читать длинные тексты, сложный для восприятия материал – неудобно и неперспективно с точки зрения изучения. Считаю, что в таких группах материал должен быть лаконичным, доступным и интересным. Участники нашей группы представляют разные возрастные группы (есть и школьники), поэтому материал составляется и с учетом этого факта.

Группа предназначена только для изучения языка лесных юкагиров, и ее целевое назначение также предопределяет постоянство участников.

Все уроки по возможности систематизированы по темам, материалы занятий предполагают лексическую и грамматическую части, повторение, закрепление, домашнее задание. В то же время к группе в любой момент может присоединиться новый участник, так как материалы на юкагирском языке обязательно сопровождаются дословным переводом (эта необходимость также обусловлена дистанционным обучением).

Главная особенность нашей группы в том, что в ней присутствуют и принимают активное участие носители языка. Абсолютно все языковые материалы озвучиваются. Благодаря энтузиазму Любови Николаевны Деминой из Верхнеколымского улуса участники группы имеют уникальную возможность слышать, как произносятся слова и предложения на языке лесных юкагиров. Где еще сейчас можно услышать живую юкагирскую речь? Любовь Николаевна – не только прекрасный знаток родного языка, но и автор замечательных стихов, рассказов, песен, отличный переводчик. Кстати, многие ее произведения и переводы в группе публикуются впервые.

В работе группы также участвует носитель языка из Магаданской области Дарья Петровна Борисова, она часто озвучивает свои ответы на домашнее задание, что позволяет услышать юкагирскую речь, познакомиться с вариантами грамматических форм.

Материалы занятий разнообразны: здесь не только специально созданные учебные тексты, но и стихи, сказки, песни, образцы фольклора, переводы известных произведений детской литературы, записанные или сделанные в разное время. Кроме того, мы знакомим участников с традиционной культурой юкагиров.

За небольшим с виду уроком, как правило, стоит большая работа. Это анализ и обобщение научных данных, изложение их в виде понятного и доступного текста, выборка разнообразного языкового материала, составление заданий, обсуждение вне группы с носителями языка проблем, связанных с произношением, грамматикой, набор материалов, расстановка ударений и др.

Корр.: Как можно проверить усвояемость материала в группе?

П.П.: К сожалению, формат обучения ограничивает в способах контроля знаний. Здесь, наверное, больше нужно полагаться на личную мотивацию изучающего язык. От себя мы предлагаем домашнее задание к каждому занятию, любой участник может поместить свой ответ в группе, который мы при необходимости разберем. В нашем опыте проведение заочного диктанта, когда предоставлялся аудиотекст, а участники должны быть его письменно изложить.

Корр.: Как вы думаете, изучение родного языка с использованием таких технологий, как мессенджеры, дают перспективу сохранения юкагирского языка?

П.П.: Думаю, что использование мессенджеров вкупе с другими методами помогает сохранению исчезающего языка юкагиров. Стабильное количество участников группы – показатель того, что изучение языка предков, знание родной культуры для людей важно и нужно. Разрабатывая конкретные материалы, мы методически помогаем преподавателям юкагирского языка, которые тоже состоят в группе. Сохранение родного языка, безусловно, зависит и от добросовестности и ответственности каждого из нас, наследников древней культуры юкагиров.

Корреспондент – Ирина КУРИЛОВА

Фото из группы WhatsApp “Одулпэ.Одул ажуу”

Читайте также:

Отрывок из повести Тэки Одулока «Жизнь Имтеургина-старшего»
Халандин. Исторические предания лесных юкагиров
Атыляхан. Исторические предания лесных юкагиров
Любовь Демина: Хаи́н кусиэ́пэ эльидьоо́ҥитэй/Если исчезнут комары
Уйлоол ажуулэ уѳрпэ шурулоопэги/Детские сочинения на родном языке
Летний праздник лесных юкагиров
Фонд «Ярхадана»: гранты на конкретные цели

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *