Учиться у Баргачана

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. Для всего общества настали сложные времена: ковид 19, кредиты, самоизоляция, безработица, повышение цен на продукты питания, на ГСМ, тарифы ЖКХ, штрафы и запреты. Как дальше быть? Что делать трудовому народу?

Один из выходов я вижу у нашего земляка поэта Василия Спиридоновича Кейментинова- Баргачана, он оставил нам в наследство два краеугольных совета.  Возьмем в руки его тоненькую книжечку «Песнь о жизни».  Повесть эта начинается с описания страшной пурги, начавшейся неожиданно.  Для наглядности, думаю, целесообразнее привести эпизод полностью, с небольшими сокращениями:

«… маленький чум чуть не подхватило ветром, как старую драную шкурку. Старик Илкэни, глава рода, с необыкновенной для его возраста ловкостью вцепился в опорные шесты, словно сова, закогтившая убегающего зайца. Он хотел крикнуть что-то, но голос его перекрыл горький ком, застрявший в горле. Око, сын старика, угадав его мысли, схватил мавут и, пока старик удерживал шест, крепко привязал к ним трепещущее жилище.

Десятилетний Испе изо всех силенок помогал отцу в борьбе с неподатливыми шестами…

Буря разбушевалась не на шутку, оторвав людей от привычных дел и принудив с ней поединок. ..Выдержать во что бы то ни стал! Главное, чтобы ветер не порвал полог,» – думал старик. Ветер выл до самого вечера. Изнемогшие люди начали терять надежду на спасение. Плакала в колыбели давно проснувшаяся Эку, хныкал Мичэн, пытавшийся успокоить сестренку. Обессиленные от плача и голода, они, наконец, уснули. К счастью и в дыхании ветра почувствовалась заметная усталость. Еще немного порычав, ветер напоследок взвизгнул и оборвался на тонкой звенящей ноте. Наступило такое непривычное, прозрачное безмолвие, что каждый мог отчетливо слышать биение своего сердца…

На людей разом навалилась усталость, одеревеневшие суставы разгибались с трудом. «Стойкий мальчик, – с нежностью подумал Илкэни, глядя на утомленного внука, все еще возившегося с пологом.  – Вот из кого выйдет настоящий человек, если не оборвутся жилы до срока», – подумал старик».

Думаю и сейчас люди севера (оленеводы, охотники, рыбаки, путники) не раз попадали в такие ситуации, и, разумеется, кто бессилен духом, погибали на месте. Страшно подумать, если бы не слаженная и стойкая борьба с бурей старика, его сына и внука, не спаслись бы пять человеческих душ, на корню оборвался бы их род.  Даже ребенок, десятилетний Испэ, понимал опасность обстоятельства, и он полдня выстоял, противоборствуя ветру, холоду, голоду и усталости, наравне с дедом и отцом. Это ли не пример выживания?!

Испэ не учится в школе, у него нет такой возможности (у наших детей тоже есть угроза лишиться права на полноценное образование). Вся наука у мальчика – это школа выживания.  Через образы героев повести «Песнь о жизни» Баргачан преподал нам два неоценимых совета: это стальная воля – не сдаваться прежде времени и стремиться стать человеком. Вот потому он сам превыше всего ценил статус называться че-ло-ве-ком:

Я бы принял,

Как награду,

Признание бесхитростной души:

Вот человек!

И большего не надо. 

Свою задачу Баргачан решил.

Многие, думаю, недоуменно подумают: «Велика награда, все мы человеки».  Вроде бы так, но мы не совсем понимаем, что именно имел в виду Василий Баргачан под словом «человек».  Если зреть в корень, то он, несомненно, знал, что не всякий живорожденный младенец при жизни удостоится высокого звания – человек! Например, вор, предатель, деляга, хапуга, мракобес и тому подобная мразь не будет называться этим высоким именем ЧЕЛОВЕК. Учась у Баргачана, мы должны понять, что не каждый гражданин имеет право называться человеком. (Пропись в паспорте не имеет значения: у маньяка-рецидивиста тоже будет надпись: «Гражданин РФ»).  Потому Василий Спиридонович Кейментинов подчеркивал, что человек – это, когда совесть чиста, имеется честь и достоинство; когда чувствуешь чужую боль как свою и по велению сердца  идешь без зова на помощь.

Заканчивая небольшое размышление по поводу советов Баргачана, хочется сказать: «Давайте читать и перечитывать творчество лучших писателей, следовать советам лучших умов, как Баргачан, включиться в строительство социально-справедливого общества, защитим  в себе и детях статус  свободного человека».

 

Иванова А.Д., Сайылык, Кобяйский улус

 

Читайте также:

Не стало Василия Кейметинова-Баргачана

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *