Уполномоченный по правам КМНС. За год исполнено 94 % обращений граждан

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. У нас в гостях Уполномоченный по правам КМНС Республики Саха (Якутия) Лена Иванова. Прошел год с момента ее назначения на этот важный пост, и мы попросили Лену Степановну подвести итоги своей работы за этот период.

На страницах нашей газеты публикуются резонансные дела и обращения граждан к Уполномоченному по правам КМНС. Также широко его деятельность освещается на сайте Ассоциации КМНС Якутии и на портале «Илкэн» ГАУ «Сахапечать».

В настоящее время должность уполномоченного по правам коренных малочисленных народов создана в Красноярском крае, в Республике Саха (Якутия), в Камчатском крае. Таким образом, можно утверждать, что основную роль в защите прав коренных народов в этих субъектах Российской Федерации выполняют специально созданные уполномоченные по правам коренных малочисленных народов.

— Лена Степановна, на какие случаи Вы, как уполномоченный, начинаете реагировать?

— Начнем с того, что Уполномоченный не должен подменять органы исполнительной или законодательной власти, органов местного самоуправления. Статья 6 Главы 3 Закона «Об Уполномоченном по правам КМНС в РС(Я)» устанавливает, что Уполномоченный действует в пределах компетенции, установленной настоящим Законом, и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции других государственных органов Республики Саха (Якутия), а также к компетенции органов местного самоуправления, организаций и предприятий, их должностных лиц.

Содержание деятельности Уполномоченного в значительной степени обусловлено обращениями граждан Так, за 2019 год в наш аппарат поступило 242 обращения из 28 районов. Из 242 обращений – 194 устных (80%), 48 – письменных (20%), коллективных – 8(3%).

По письменным и устным обращениям граждан за 2019 год мы направили письма в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, Главе Республики Саха (Якутия), территориальное Федеральное Управление, Следственное управление Следственного Комитета, Прокуратуру РС(Я), исполнительные органы государственной власти РС(Я), органы муниципальной власти РС(Я), коммерческие организации, ходатайства в высшие учебные заведения и тд.

По значительной части поступивших жалоб были проведены проверки, в рамках которых осуществлялось взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти республики и органами местного самоуправления. Для рассмотрения жалоб по существу вопроса Уполномоченный осуществлял выезды к заявителям, кроме того, проводились рабочие встречи и совещания с должностными лицами для оперативного принятия решений в случаях нарушений прав и свобод граждан.

Итоги работы с обращениями граждан за 2019 год:

исполнено — 94,25 %;

находятся в работе — 4,5 %;

невозможно решить – 1,25%.

Специалистами аппарата Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера за 2019 год проведено 240 консультаций по правовым вопросам, в том числе 193 устных, 47 письменных.

— Как Вы можете охарактеризовать заявления граждан?

— Наибольшее количество обращений приходится на установление юридического права национальной принадлежности – это 15% от всех обращений. С отменой выдачи вкладышей к паспорту со сведениями о национальной принадлежности количество обращений граждан по данному вопросу увеличивается из года в год. Установление юридического факта национальной принадлежности по существующему положению возможно только в судебном порядке, что влечет за собой увеличение количества обращений за правовыми консультациями.

Второй по количеству блок заявлений за прошедший год — обращения граждан по проблемам ведения традиционного образа жизни, осуществления традиционной хозяйственной деятельности — 14% от общего числа. Обращения граждан касаются вопросов закрепления земельных участков, соблюдения законов по рыболовству, использования охотугодий.

Из общего числа обращений большая доля обращений (13%) касается соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера.

Беспрецедентный случай, касающийся прав оленеводов на ведение традиционного образа жизни в исконной среде обитания, случился в с.Юкагир Усть-Янского района в сентябре 2019 года. За нарушение паспортного режима в пограничной зоне оленеводы, занимающиеся поисками своих оленей, 11 сентября 2019 года были вывезены на вертолете в п. Тикси и привлечены к административной ответственности.

— Да, в нашей газете были материалы по этому резонансному делу. Не могли бы Вы показать на его примере, что предпринимаете для разрешения ситуации.

— По поступлении тревожного сигнала и возвращении из с. Тикси 20 сентября 2019 года была организована встреча трех оленеводов с Главой Республики Саха (Якутия) Николаевым А.С. который по итогам встречи дал конкретные поручения в адрес органов власти и должностных лиц. Мне было поручено отработать вопрос с федеральными, республиканскими и муниципальными структурами.

Во исполнение поручения Главы Республики Саха (Якутия) были проведены следующие мероприятия:

Состоялась рабочая встреча с первым заместителем директора – руководителем Пограничной службы ФСБ России Кулишовым В.Г., инициированная Данчиковой Г.И., депутатом Государственной Думы РФ и Ивановой Л.С., Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) 3 октября 2019 года в г.Москва. На встрече обсуждены вопросы долгосрочного сотрудничества пограничных войск с жителями пяти районов пограничной зоны Якутии. По итогам встречи с руководством пограничной службы ФСБ России достигнута договоренность о внесении в Правила пограничного режима пункта о перемещении жителей 16-ти поселений пограничной зоны республики, документом, удостоверяющим личность, будет признаваться копия паспорта гражданина Российской Федерации, заверенная главой наслега;

Руководством Администрации Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия), Уполномоченным по правам коренных малочисленных народов Севера, руководством Пограничного Управления ФСБ Российской Федерации по восточному Арктическому району проведено совещание с участием глав пяти муниципальных районов пограничной зоны республики в октябре 2019 года. Участники совещания совместно с вице-адмиралом Романом Толок, начальником пограничного Управления ФСБ России по Восточному арктическому району, выработали совместные мероприятия по укреплению диалога между жителями и пограничниками с учетом традиционного образа жизни и жизнедеятельности малочисленных народов Севера;

По инициативе Уполномоченного в целях установления сотрудничества населения с пограничными войсками РФ состоялись выезды в пограничные районы республики: МО «Аллаиховский улус (район)», МР «Анабарский национальный (долгано-эвенскийский) район», МО «Булунский улус (район)», МР «Нижнеколымский район», МО «Усть-Янский улус (район)». Данные инспекторские выезды с участием Уполномоченного будут проводиться ежегодно;

Направлено письмо Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Москальковой Т.Н. по обращению оленеводов из села Юкагир Усть-Янского района. С первых дней возникновения сложной ситуации дело было на контроле и у Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) С.М. Гурьевой, чьи юристы оказывали консультационную помощь.

— Что в итоге было решено? Можно ли представителям общин, ведущим традиционный образ жизни, находится в так называемой пограничной зоне.

— Безусловно! Мало того, на высшем уровне рассматривается вопрос о переносе границ пограничной зоны, проходящей по территории Республики Саха (Якутия).

— Спасибо. Мы видим, был проведен большой объем работ. Вернемся к обращениям граждан…

— По-прежнему немало вопросов по образования (10%), в частности целевое обучение выпускников школ в местах традиционного проживания малочисленных народов Севера и выделение мест в общежитиях профессиональных учебных организаций.

Из года в год увеличивается количество обращений по приобретению и строительству жилья. В структуре всех обращений граждан за 2019 год данная проблема составляет 9%.

В 2019 году граждане в своих обращениях поднимают вопросы, которые ранее не фиксировались, а именно:

деятельность общественных организаций, в том числе в части регистрации НКО КМНС;

взаимодействие с промышленностью и проведение этнологической экспертизы;

сохранение и изучение языков малочисленных народов Севера.

Расширение вопросов, которые затрагиваются в устных и письменных обращениях граждан, свидетельствует об их значимости в жизнедеятельности малочисленных народов Севера на местах и требует более эффективной работы органов государственной власти.

— Но ведь одних обращений недостаточно. Как мы знаем, в Нижнеколымском районе рыбаки молча платили штрафы, пока Ассоциация юкагиров Якутии не подняла шум из-за штрафа старейшины Бегунова. Этот случай стал последней каплей, можно так сказать.

— Да, вы правы. Тут вопрос о правовой грамотности каждого гражданина встает. Почему наши сородичи не достаточно активны, не будируют перед властями свои вопросы, молчат о своих проблемах перед руководством, подписывают акты и другие документы надзорных органов не читая? Именно в этом и проявляется менталитет северного этноса – принятие ситуации и примирение с ней, безграничное доверие к представителям власти…

Чтобы разобраться в причинах такого поведения и анализа существующей ситуации, необходимо изучить не только обращения граждан (здесь велика роль такого фактора, как личная активность авторов обращений к Уполномоченному), но для полноты и объективности картины нужны другие источники, в том числе и социологические исследования. Изучив опыт деятельности уполномоченных по правам человека в регионах Российской Федерации по мониторингу соблюдения прав и свобод граждан, мы признали успешным опыт проведения с 2013 года социологических исследований и опросов Уполномоченного по правам человека в Ярославской области Бабуркина С.А. Социологическое исследование «Правовая защищенность и институт Уполномоченного по правам человека в Ярославской области» проводится ежегодно в формате анонимного телефонного интервью (выборка 1000 чел.).

С целью выявления общественного мнения коренных малочисленных народов Севера по вопросам осведомленности о конституционных правах и свободах, особых правах коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), а также осведомленности о механизмах и способах защиты прав Уполномоченный инициировала в 2019 году проведение на первом этапе анкетирования представителей коренных малочисленных народов Севера.

— Интересно, что выявило анкетирование?

— Анкетирование выявило мнение населения о нарушениях прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера и актуальности проблемы по их защите в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Всего было охвачено 309 представителей коренных малочисленных народов Севера из 21 муниципального района.

Абсолютное большинство участников (81,3%) считают актуальным вопрос о защите прав коренных малочисленных народов Севера в республике.

Только 25% респондентов знают свои права и знают, как их отстаивать. Значительная доля респондентов (44%) ответили: «знают свои права, но не знают, как действовать при их нарушении».

При этом 30,4% респондентов ответили, что за последний год были случаи, когда нарушались их права. Затруднились ответить «нарушались ли их права» 34,2% респондентов, и эти цифры сопоставимы с количеством респондентов, ответивших «я не знаю своих прав и не знаю как действовать при их нарушении».

Коренные малочисленные народы Севера отмечают нарушения своих прав и законных интересов в вопросах:

  • безвозмездного пользования землями различных категорий для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, участия в осуществлении контроля их использования (54,8%);
  • возмещения убытков, причиненных в результате хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, исконной среде обитания коренных малочисленных народов Севера (32,2%);
  • участия в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов республики об охране окружающий среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (29,7%);
  • сохранения и развития родных языков (23,2%);
  • получения от государства помощи для образования, обучения и воспитания подрастающего поколения коренных малочисленных народов Севера (19,7%);
  • получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в рамках Программы государственных гарантий обязательного муниципального страхования (17,9%);
  • привлечения к активному участию в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке и реализации федеральных и республиканских программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (14,3%).

Респонденты отмечают, что чаще нарушения прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера допускают органы местного самоуправления (14,3%), сотрудники полиции (13,9%), руководители организаций и предприятий (12,9%).

В защите своих прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера возлагают свои надежды на исполнительные органы государственной власти (25%), на депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) (18,6%), на органы прокуратуры (17,2%).

О деятельности Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера знают 56,6% респондентов из разных источников:

  • телевидение и радио – 29%;
  • газеты и печатные издания – 22,2%;
  • от родственников, знакомых, коллег по работе – 21,5%;
  • интернет и официальная страница Уполномоченного на портале органов государственной власти Республики Саха (Якутия) — 19,3%.

Респонденты считают, что приоритетными в деятельности Уполномоченного должны стать защита прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера в вопросах:

  • контроля за исполнением федеральных и республиканских законов, правовых актов органов государственной власти местного самоуправления по защите исконной среды обитания, традиционного образа жизни, всех видов традиционной хозяйственной деятельности;
  • соблюдения прав по землепользованию и природопользованию, возмещения ущерба исконной среде обитания;
  • улучшения условий труда и всемерной социальной поддержки оленеводов, для чего инициировать разработку регионального закона «Об оленеводстве в Республике Саха (Якутия)»;
  • принятия системы конкретных мер для повышения эффективности медицинской помощи с учетом образа жизни коренных малочисленных народов Севера, отдаленности мест традиционного их проживания, особенностей транспортного обслуживания в зависимости от сезона года с целью достижения показателей здоровья малочисленных народов Севера, соответствующих среднероссийским показателям;
  • развития системы общего среднего образования в арктических районах для обеспечения качества образования и возобновления целевого обучения выпускников школ из мест традиционного проживания малочисленных народов Севера и предоставления льгот студентам – представителям малочисленных народов Севера для подготовки кадров для арктической зоны республики.

Уполномоченному по правам коренных малочисленных народов Севера внесены предложения:

  • держать под постоянным контролем исполнение закона «О статусе языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) и Закона «О защите и сохранении эпического наследия коренных народов Республики Саха (Якутия)»;
  • изучить вопрос о возможности создания Фондов развития коренных малочисленных народов Севера и фондов финансовой помощи.
  • продолжить обучение по вопросам соблюдения прав коренных малочисленных народов Севера с применением различных форм специалистов республиканских и муниципальных органов государственной власти, общественных представителей и общественных экспертов Уполномоченного.

— Какие действия Вы предприняли, изучив итоги проведенного анкетирования?

— В процессе осуществления своих полномочий на основе анализа поступающих обращений граждан и итогов анкетирования Уполномоченный выявлял наиболее острые проблемы, которые требовали незамедлительного решения. Так, по решению вопроса о сохранении исконной среды обитания Уполномоченным были инициированы в 2019 году совещания в местах интенсивного промышленного освоения в Нерюнгринском и Алданском районах.

На совещаниях присутствовали главы муниципальных районов и сельских поселений, недропользователи, предсе-датель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам КМНС и делам Арктики, министр по развитию Арктики и делам народов Севера, министр промышленности и геологии, заместители министра экологии, природопользования и лесного хозяйства, министра имущественных и земельных отношений, руководитель природоохранной Прокуратуры и представители других заинтересованных органов власти, а также общественность коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).

По результатам совещаний заинтересованным министерствам и ведомствам были разосланы поручения и рекомендации. Нам удалось наладить диалоги между сторонами и работа по более эффективному взаимодействию промышленных компаний, муниципальных образований и общин КМНС продолжается. Самое главное – недропользователи уже проводят оценку воздействия на этнологическую среду в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Разумеется, этому способствует и усиление работы, которую мы проводим с административными комиссиями муниципальных районов.

Данное начинание поддержано руководством республики и в 2020 году такие совещания запланированы в Мирнинском, Усть-Янском, Момском и Оймяконском муниципальных районах.

— Формирование института Уполномоченного по правам КМНС в Якутии подразумевает активную работу на местах. Как обстоит дело с вашими представителями в местах компактного проживания?

— В 2019 году Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) закончил формирование правозащитной инфраструктуры, которая включает в себя общественных представителей и помощников Уполномоченного в 21 муниципальном районе, общественный экспертный совет при Уполномоченном.

По поручению Уполномоченного общественные представители и помощники организовывают и проводят проверки по фактам нарушения прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера; направляют Уполномоченному обращения граждан соответствующего муниципального образования; в случае возникновения внештатных ситуаций, требующих срочного вмешательства, оповещают Уполномоченного; организовывают разъяснительную работу среди населения о порядке подачи обращений, деятельности и полномочиях Уполномоченного; принимают участие в совещаниях, круглых столах, семинарах и других мероприятиях по защите прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, осуществляя представительские функции.

— Есть ли уже положительные примеры их деятельности?

— Так, по инициативе общественного помощника в Усть-Янском районе Уполномоченного Сыроватской Натальи Ивановны в читальном зале центральной районной библиотеки п.Депутатский Усть-Янского района прошел семинар, который вызвал неподдельный интерес пользователей биоресурсов и других. Лекторы — сотрудники Усть-Янской инспекции экологического надзора по Республике Саха (Якутия) (П.К. Винокуров, Д.В. Дьячковский) рассказали о нововведениях в правилах пользования биоресурсами, о необходимости проведения зимних маршрутных учетов, о правилах ведения хозяйства в охотничьих угодьях в арктическом Усть-Янском улусе, о возможности аренды земель, о новых правилах в рыболовстве в части маркировки сетей и т.д.

Представители и помощники Уполномоченного пользуются на местах большим доверием граждан. Одним из многочисленных примеров может послужить факт обращения представителей коренных малочисленных народов Момского района к помощнику Уполномоченного в Момском районе Алене Егоровне Корякиной с сигналом о том, что в месте нахождения летовки оленеводческого стада СХПК «Победа» собираются заняться золотодобычей. Проверка по данному обращению в настоящее время проводится, при этом Уполномоченный отмечает возросший уровень доверия к общественным представителям и помощникам, следовательно, и самому Уполномоченному.

— Каким образом ведется обучение общественных помощников?

Для эффективной работы общественных представителей и помощников в 2019 году были проведены 2 обучающих семинара:

Уполномоченный обращается к главам муниципальных районов со следующим предложением: решением главы муниципального района назначить общественного представителя заместителем Общественного совета при главах муниципальных районов по вопросам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) с правом представления интересов коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) в представительном органе муниципального района. Считаю, что это необходимо в целях защиты прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия), признания и соблюдения указанных прав органами государственной власти Республики Саха (Якутия), органами местного самоуправления, организациями и предприятиями, их должностными лицами.

Кроме того, Уполномоченным был создан Общественный экспертный совет из числа лиц, обладающих необходимыми знаниями в вопросах, касающихся прав малочисленных народов Российской Федерации, который уже зарекомендовал себя.

Уполномоченный отмечает эффективную компетентную работу членов общественного экспертного Совета. Так, в части дальнейшего развития института Уполномоченного по правам КМНС в РС(Я) бесценен опыт работы члена Экспертного совета Ф.Н. Захаровой — первого Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия); в части вопросов охотпользования – председателя Центрального правления общественного объединения «Союз обществ охотников и рыболовов Республики Саха (Якутия) (Якутохотрыболовсоюз») З.П. Ивановой. Каждое нововведение федерального и республиканского законодательства тщательно изучается экспертами. Так, экспертное заключение эксперта Н.Д. Кириллина, ветерана геологии учтено при согласовании проекта республиканского закона «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»; его же профессиональные знания помогли при обсуждении итогов аукциона на лесные участки в верховьях Амги.

— Лена Степановна, мы видим серьезность проделанной вами работы. Со своей стороны с готовностью предоставляем Вам площадку для общения с населением.

— В целях правового просвещения и информирования жителей республики важным направлением работы Уполномоченного является сотрудничество с республиканскими средствами массовой информации.

Как было отмечено, эффективное сотрудничество налажено с редакцией республиканской газеты «Илкэн». Самые острые вопросы, оперативные сигналы, актуальные интервью – все это отличает единственный в республике печатный орган для коренных малочисленных народов Севера. На страницах газеты вышла 21 публикация, из числа которых 10 статей с освещением конкретных направлений деятельности и решения вопросов по резонансным делам Уполномоченного по правам КМНС в РС(Я). Еще одним важным средством общения с населением является сайт Ассоциации КМНС Республики Саха (Якутия). За 8 месяцев 2019 года размещено 31 публикаций об Уполномоченном, в том числе 14 о деятельности по актуальным вопросам жизнедеятельности КМНС.

В 2019 году Уполно-моченным совместно с НВК «Саха» (Редактор – Н.Д. Сметанина) инициирован выпуск радиопередачи «Час Уполномоченного. Твои права, абориген» с хронометражом 1 час в прямом эфире.

В 2019 году страница Уполномоченного на официальном информационном портале Республики Саха (Якутия) по адресу: https://iu-upkm.sakha.gov.ru была основным каналом, через который Уполномоченный освещал о своей деятельности. За год на странице было размещено 61 материал.

За отчетный период интернет-страницу Уполномоченного просмотрели 6661 раз. (в 2018 г. количество просмотров составило 4252). Из них: 54,2 % зашли на сайт используя прямой заход, 35,3 % перешли из поисковых систем, 5,34 % по внутреннему переходу, 2,39 % перешли по ссылкам на сайтах, 2,69 % перешли из социальных сетей и 0,11 % из остальных источников.

Интерес жителей других регионов Российской Федерации и активное изучение интернет-страницы Уполномоченного объясняется широким освещением в СМИ федерального уровня и признанием передового опыта Республики Саха (Якутия) в вопросах устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Советник Руководителя Федерального агентства по делам национальностей С.Н. Тимошков признает, что институт уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) является одним из примеров эффективного обеспечения международных стандартов в области создания, укрепления и финансирования независимых внесудебных структур правовой защиты коренных народов.

— За год работы Вашу работу оценили не только жители Якутии, но и коллеги из ФАДН…

— Прежде всего это высокая оценка деятельности первого Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия) Константина Васильевича Роббека и его Аппарата за 2014-2019 годы, которые внесли особый вклад в становление и развитие государственного правозащитного института Уполномоченного Республики Саха (Якутия). Я и мои коллеги обеспечиваем преемственность деятельности Уполномоченного и последовательность шагов в соблюдении прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).

В целом, по мнению советника руководителя ФАДН России на вышеозначенных примерах Республика Саха (Якутия), действуя в едином правовом поле и с одинаковым набором полномочий наряду с другими субъектами Российской Федерации наглядно показывает, что национальное законодательство, относя защиту прав коренных малочисленных народов к предметам совместного ведения, позволяет решать любые вопросы в целях свободного и эффективного развития КМН, в том числе напрямую неурегулированные федеральными законодательством, которое определяет общероссийские минимальные стандарты защиты их прав. Для решения указанных задач необходимы сильные институты коренных этносов и политическая воля на региональном уровне.

— Да, успехи Якутии в отстаивании прав коренных северян во многом обусловлены политической волей руководства республики в данном вопросе. А как лично коллеги оценивают опыт Вашей работы?

— Решением руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России) И.В. Баринова я с 2020 года включена в рабочую группу по анализу нормативных правовых актов в сфере обеспечения прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, созданную при ФАДН.

Уполномоченный также является членом Совета по вопросам коренных малочисленных народов Севера при Главе Республики Саха (Якутия), экспертной комиссии по этнологической экспертизе, Межведомственной комиссии Республики Саха (Якутия) по пограничной политике, экспертного совета профильного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), а также коллегий Министерства по развитию Арктики и делам коренных народов Севера Республики Саха (Якутия), Министерства по внешним связям и делам народов Республики Саха (Якутия), Координационного Совета Ассоциации КМНС. Я могу с уверенностью сказать, что к голосу коренных во всех этих министерствах и ведомствах прислушиваются.

— Спасибо за столь обширное интервью. Как в ГосКомНациональностей Якутии, так и в МинОбществе вы выстроили системную работу по вопросам коренных народов Севера. И на сегодняшний день можно сказать, что с Вашей помощью выстраивается определенная система взаимодействия органов власти и коренных северян. Желаем Вам, Лена Степановна, успехов в вашей работе.

— Спасибо вам за беседу.

Андрей ИСАКОВ

Фото из архива «Илкэн» и отрытых источников Интернета

Читайте также:

Чтобы помнили…

Юкагирскому старейшине вернули незаконно выписанный штраф

Оленеводу из с.Юкагир вернули бивни мамонта, конфискованные пограничниками

Прекращено уголовное преследование старейшины юкагирского народа

Оленеводы, которых задержали пограничники, встретились с Главой республики

В Москве обсудили инцидент с оленеводами и пограничниками

Ни хвоста, ни чешуи 3

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *