Уроки жизни с Тамарой Парфеньевной Самсоновой

Парфений Никитич и Надежда Евменьевна Самсоновы… Люди, навсегда вошедшие в золотой фонд Якутии как носители лучших качеств нации, эквивалент высокой нравственности, духовности, подвижничества. Вся их жизнь и творческий труд – эталон Учителя, как доверенного лица общества, его нравственной опоры.

         За более чем полувековую педагогическую деятельность они воспитали тысячи учеников, многие из которых стали продолжателями их дела. Не менее впечатляющим воплощением их устремлений и чаяний как  воспитателей душ человеческих стали их собственные дети.

Педагогический талант якутских Ушинских унаследовала дочь Тамара Парфеньевна, ставшая кумиром многих поколений студентов Якутского госуниверситета, выпестованных ее кропотливым трудом замечательными учителями русского языка и литературы.

6 февраля с.г. Тамаре Парфеньевне Самсоновой, почетному ветерану РС (Я), кандидату педагогических наук, профессору, заслуженному учителю школ ЯАССР, отличнику просвещения СССР, Учителю учителей исполнилось 95 лет.

  • Ваши родители – уникальное явление. Вы продолжили дело их жизни и во многом повторили саму их жизнь. Та же подвижническая, просветительская работа, та же огромная, единственная, настоящая любовь к достойному человеку, почти тот же образ жизни: в гуще людей – друзей, учеников. Вы просто не могли быть иной, появившись на свет в такой семье и получив такое воспитание. А чем объяснить феномен Ваших родителей: родившиеся в якутской глубинке, как они могли в то время столь мощно проявить, реализовать себя и стать воистину властителями дум многих и многих поколений. Мне они представляются совершенно особенными, какими-то посланцами свыше, как принято сейчас называть – посвященными. Или их время, эпоха были какими-то особенными, призывающими самых лучших, ярких, неординарных личностей раскрыть, обнаружить себя и, как говорится, встать под знамена.
  • Мне кажется, все дело в семье, в корнях. Отец Парфения Никитича Никита Афанасьевич Самсонов был образованным человеком, учился у первого местного учителя Д.Д. Сивцева, добравшегося до Парижа, сопровождая главу улуса. Во времена, когда на тысячу человек приходились один-два грамотных, наш дед прекрасно понимал значение образования. Он 25 лет был старостой Кюкяйского наслега Сунтарского улуса и заботился не только о благополучии, здоровье односельчан, но и много сделал для их просвещения. Еще в конце ХIХ века отдал свой дом для Кутанинской церковно-приходской школы и четверть века состоял ее официальным попечителем. На его попечении также была и церковь. Его заслуги были отмечены двумя серебряными и золотой царскими медалями.

Никита Афанасьевич оставил добрый след в памяти земляков, не зря они его называли «Лев Толстой Кутаны». Когда его раскулачивали, односельчане были против и три дня не давали свое согласие. А их сегодняшние потомки воздвигли ему памятник, в честь 170-летия наслега. Между прочим, первым старостой наслега был дед Никиты Афанасьевича, тоже Никита Самсонов, говорят, добрейшей души человек, а потом старостами стали его сын Афанасий и внук. Люди помнят Самсоновых и связывают с ними успехи наслега – из Кюкяйской школы вышло три академика, четыре доктора наук, двадцать кандидатов.

Несомненно, что именно Никита Афанасьевич повлиял на то, что все его дети – четыре сына и дочь – получили образование и стали учителями.

Увлеченность духовной деятельностью, постоянный поиск ответов на волнующие жизненные вопросы, огромное трудолюбие, ставшее потребностью, ежедневной привычкой на протяжении долгой жизни – вот, пожалуй, объяснение, как Вы выразились, феномена моих родителей. Плюс к этому, конечно, природное чувство гуманизма, доброты, всепоглощающей любви к детям, высокая нравственность и совестливость.

  • Самое-самое ценное, что они передали, привили детям?
  • Понимание, осознание того, что только труду, как способу бытия, человек обязан тем, кем он стал.

Отец мог заниматься в любой обстановке, работал над рукописью, когда вокруг разговаривали и даже пели, читал, даже стоя в очереди в магазине. Имея большую семью, он просто приучил себя к такому стилю работы. Семья действительно была большая, девять человек.     Родители никогда не ограждали нас от чрезмерной информации, сильных впечатлений, физических нагрузок. Мы научились делать многое уже в детстве, что очень пригодилось в дальнейшей нашей жизни. Нас приучали к труду с самого раннего возраста, причем не только домашнему, но общественно-полезному. Всей семьей выходили на заготовку сена для совхоза, заготовку дров для школы, училища, трудились на пришкольных участках. В Хатассах вырос целый сад, когда-то посаженный нашими руками. Воспитание любви  к родине через труд на земле – это тоже один из педагогических принципов. Труд доставлял нам радость, все, что мы делали, делали с удовольствием, с песней.

         — У Вас в семье была принята очень высокая планка во всем. Не бывало ли так, что цена соответствия ей тоже была велика?

  • Планки, может быть, как таковой, и не было. У наших родителей были разумные требования, которые возвышают человека, личность ребенка. У нас у каждого были свои обязанности с учетом возраста, но так, чтобы уметь все. Мальчики умели стирать и гладить. Но главное вот что – мы с детства знали, что можно делать, чего нельзя и что надо делать.
  • Что Вы связываете с понятием «Родина»?
  • Когда говорю «Родина», я думаю о Кюкяе, где формировался характер моих родителей, где мой дед достойно прожил свое время и где мои корни.
  • Как Вы понимаете счастье?
  • Когда ты нужен.
  • В жизни любого человека бывают очень трудные моменты, когда можно сломаться, проявить слабость. Ваш способ их преодоления?
  • В такие минуты очень важна поддержка близкого человека. Для меня таким был мой муж Василий Васильевич Алексеев, а когда его не стало – брат, его семья, сестра. У отца была поговорка: «Бывает и хуже». Конечно, бывают минуты растерянности, какие-то жизненные трудности, но их нужно переносить, выстоять.
  • С чем никогда не примирились бы … в жизни, в людях.
  • С непорядочностью, нечестностью.
  • Вы можете прямо в лицо сказать об этом?
  • Смотря, кому. Если знаешь, что этого человека ничто не исправит, стоит ли говорить. А если есть надежда, если человек может подняться, надо сказать. В то же время есть выражение – принимай людей такими, какие они есть. Рубить с плеча, обвинить, а уж тем более оскорбить кого-то даже во имя справедливости – этого у нас не было никогда и не будет, потому что родители так никогда не делали.
  • Парой, достигшей совершенства, называли их. Почти как в сказке – прожили долго, счастливо и умерли в один день…
  • В один год. Они даже были похожи друг на друга. Папа был влюблен в нее до последних дней, буквально боготворил. Не расставались даже на мгновение. Мама прекрасно пела, у нее был удивительной красоты грудной голос. Ее просили петь на больших торжествах, юбилеях – Элляя, Мординова. Она была очень эмоциональным человеком, открытым. Очень радовалась гостям. К детям, своим, у нее была разумная любовь, относилась чуть-чуть строговато. А к ученикам была чрезвычайно ласковой, только бесконечные доброта и терпеливость. Настоящий педагог.
  • В качестве пожелания молодым: как выбрать себе достойного  спутника жизни?
  • Когда один без другого не может обойтись.
  • Это единственный критерий?
  • Пожалуй. К этому можно добавить, что должно быть абсолютно полное доверие.
  • Признаете ли Вы любовь-ослепление, любовь-страсть?
  • Страсть – плохой советчик, ее нельзя считать нормальным явлением. Такая любовь, как правило, бывает кратковременной. Разум все-таки должен контролировать поведение человека. Девушкам желаю быть построже, а юношам – разумнее.
  • Герцен как-то сказал, что люди, основополагающие все благо своей жизни на семейном благополучии, строят дом на песке. Интересное высказывание, но истинно ли оно?
  • Прекрасно сказано. Вне общественных интересов никакая семья и даже отдельный человек, существовать полно и счастливо не могут. А если существует, то это несчастная семья, если думает только о своем благополучии, часто лишь внешнем, вещном. Такая семья, воспитывая детей, уже их уродует. Шик-блеск, прислуга домашняя, дети-белоручки. Как известно, характер формируется до 5 лет. А характер это судьба. Герцен прав, это счастье на песке, оно рассыплется при малейшем столкновении с трудностями, а жизни без трудностей не бывает. У Айтматова нашла очень хорошую мысль: самое лучшее, что человек может сделать для других – воспитать достойных детей. Тем самым он сделает великое дело. Он избавит людей от лишних забот и хлопот.

Что касается стремления к семейной жизни как к единственному благу всей человеческой жизни, это тоже не совсем верно. Такое стремление, может быть, хорошо и даже необходимо, но этого недостаточно для того, чтобы оставить след на земле. Его жизнь может промелькнуть, проскользнуть и ничего не оставить людям. Все-таки на первом месте стоит профессия, дело, которому ты посвящаешь всю свою жизнь, осознанное стремление достичь в нем совершенства. А это возможно  только, когда у тебя есть убеждения, когда ты настраиваешь себя на такой лад, с энтузиазмом относишься.

  • Но время энтузиазма прошло, к большому сожалению…
  • Надо вернуть. Без энтузиазма многого не достигнешь. Независимо от того, живем мы при социализме или капитализме. Прежде всего потому, что человек рожден для того, чтобы жить для людей, потому что высшая ценность на земле – это люди, человек. И чем больше полезного, нужного сделал он для себе подобных, тем ценнее он сам и успешнее его жизнь. Вроде бы наипростейшая истина, как дважды два четыре, но понимание этого есть не у всех. Особенно в наши дни сплошной коммерциализации, когда цена человеческой жизни стала практически ничтожна. И в этом смысле идеи Парфения Никитича именно сегодня очень актуальны и востребованы. Он очень большое значение придавал понятию «цена жизни». Цена жизни в его понимании – умение жить достойно, знать свое предназначение в жизни, быть порядочным и совестливым. Цену жизни он обязательно связывал с разумным времяпользованием.

Время такое же народное богатство, как и недра земли, и все остальное. Человек приходит в этот мир на какой-то отрезок времени, он должен ценить время, отпущенное ему, и прожить его достойно, добротно, с максимальной пользой для окружающих. Он всегда подчеркивал, что осознанное чтение – один из верных путей воспитания личности. Духовно развитый человек – человек думающий, а значит, много читающий, писал он. И учил этому не словами, а всей своей жизнью.

Не говорил, а создавал умный и добрый образ  жизни.

  • Для родителей было очень важно заложить в своих учениках понятие о цене жизни человека, потому что это – основа их будущей успешной и, если хотите, благополучной жизни.

Людмила АСЕКРИТОВА.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *