Зимняя и летняя упряжь эвенов села Арка Хабаровского края

САХА-ПЕЧАТЬ, Илкэн. Из рубрики «Наша культура»

Арка – национальный поселок на севере Хабаровского края, основную часть населения составляют эвены. Охотники, оленеводы живут по заветам предков. Зимой и летом кочуют по родовым местам, выпасая небольшие оленьи стада. Аркинские эвены сохранили все виды упряжи, как летней, так и зимней.

Упряжь отличается друг от друга в зависимости от географического расположения родовых угодий. Так, например, эвены, живущие на границе Хабаровского края, и севера Якутии зимой используют «кэлтээй» — вид упряжи, когда управляют одной уздой справа. Другой вид «элгэ» — характерен для эвенов, которые живут ближе к югу Охотского района.

Что касается летней упряжи, то она не имеет существенных отличий.

Летняя упряжь

Ездовое седло – бадунка, предназначено для езды верхом на олене. Спинки (делнан) такого седла вырезают из рогов дикого или домашнего оленя. Две спинки, передняя и задняя соединены хорошо отесаными узкими дощечками (хэнмэй). Эта конструкция должна быть крепко привязана с помощью веревок из толстой сохатиной кожи (уси).

По размерам дощечек из прочной хорошо выделанной шкуры вырезают по две овальных детали. Предварительно необходимо коротко состричь шерсть. Две детали сшивают, образовавшуюся полость туго набивают шерстью, седло должно быть упругим, чтоб не повредить спину верхового оленя (учак).

Затем делают сиденье из шкурки с головы оленя (мят), или камуса. Спинки седла обшивают толстой ровдугой так, чтобы они не шевелились.

Завершающим штрихом станут веревочки с двух сторон готового седла (тэнмэй), предназначены для того чтобы провести узду второго оленя в караване.

По поверью, добротное ездовое седло – символ достатка в семье. Чем дольше оно прослужит, тем зажиточнее будет хозяин седла.

Грузовое седло (инункэ) делают по принципу ездового, но в меньшем размере. Под такое седло обязательно кладут обрезанную шкуру, прямоугольной формы (тэнин). Без него габаритный вьюк может натереть спину оленю.

Вьюки (хэрук) бывают самыми различными: грузовые для продуктов, мяса, рыбы, детские, праздничные, для одежды, для перевозки покрышек юрты, палатки.

Праздничный вьюк (мунгэрэ) шьют из пестрых, белых камусов и шкурок с головы оленя. Настоящие мастерицы собирают причудливые родовые узоры. Обязательной деталью становится коврик-покрышка на седле вьюка. По краю украшают меховой мозаикой, а мозаику мелкой бахромой. Это очень красиво. В таком вьюке хранят и перевозят праздничную одежду и семейные обереги. Могут использоваться как детские.

Детский вьюк для перевозки младенцев по весу должен быть равен люльке с ребенком, с одной стороны расположена люлька (бэбэ), а с другой – вьюк. Младенца перевозят только самые смирные ездовые олени.

Для детей от года до пяти лет также есть специальные вьюки и седла с высокими спинками, для того, чтобы ребенок, уснув, не упал с оленя. Седла расшивают большими бусинами и ярким бисером. Специальные дощечки по бокам также не позволяют упасть юному наезднику. Дощечки привязывают к спинкам седла.

Некоторые женщины для ездовых седел шьют небольшие вьюки и набивают их сухой травой. Они защищают бока оленя от натирания подпругой. Это только женский вариант, мужчины не используют такую упряжь.

Для перевозки мяса (улдэрук), рыбы (олдарук), в ход идут старые, но не обветшалые вьюки. Так, чтоб не жалко было испачкать.

Шкуры не упаковывают во вьюки. Достаточно аккуратно сложить, перевязать веревкой и готово. Такую конструкцию можно положить сверху на любое седло. Если шкур много, то их собирают парами, получается легкий вьючок. Раньше эвены таким образом перевозили свое жилище и постельные принадлежности.

Зимняя упряжь

Зимой эвены передвигаются на нартах. Нарты бывают разными, в зависимости от функции, которую они выполняют. Тээлгэн – мужская легковая нарта, возглавляющая караван. Она должна быть небольшой и легкой, на место для сиденья кладут небольшую шкуру. Обычно туда кладут самое необходимое, что может быть полезно в дороге. Топор, пила, ружье, маут, уздечки – стандартный набор передовой нарты. Весь скарб крепко привязывают к нарте с помощью хустин – длинная крепкая веревка.

Такие нарты везут специально обученные олени – мосамдал. Упряжь для таких оленей бывает двух видов: кэлтээй и элгэ. Первый вид характерен для оленеводов, кочующих в местности поселка Кетанда и реки Юдома. В такой упряжи правый олень идет немного впереди, уздечка располагается на его правом боку. Специальное приспособление на набдалане (красивый, широкий алак) в виде небольшого рога придерживает узду, не позволяя ей скатиться вниз. Очень удобно, и олень спокойно везет нарту, не опасаясь наступить на узду и споткнуться. Еще этот вид упряжи называют женским. Так как управлять такой оленьей упряжкой очень просто.

Второй вид — элгэ характерен для эвенов, кочующих в местности национальных поселков Уега и Черпулай. Упряжь выглядит очень просто, обычный алак без набдалана, с использованием двух уздечек, которые расположены между оленями. У мосамды(олень справа) узда длиннее, чем у костора(олень слева) управлять такой упряжкой сложнее.

Женские ездовые нарты называется кэрэгэ. Внешне напоминают небольшую каретку за счет навеса, который укрывает детей от ветра. В отличие от мужского варианта, они должны быть красиво украшены. Обычно ножки таких нарт покрывает резьба. Это тонкая ювелирная работа.

Обычные грузовые нарты, не имеют никаких украшений. Они бывают больших размеров и весьма тяжелы по сравнению с ездовыми. Такие нарты должны быть очень крепкими, иначе в случае перегруза могут запросто развалиться.

Для оленей, везущих грузовые нарты упряжь должна быть удобной, чтоб не натереть бока, шею или грудь оленя. Во время длительных кочевок используют упряжь, которую надевают через грудь. Время от времени меняя местами оленей, таким образом, они не устают.

Упряжь, надеваемая на горб через шею и туловище оленя, актуальна, если поездки не занимают много времени. Чтоб уберечь ездовых оленей от перегруза и возможных мозолей в местах, где натирает алак, время от времени им необходимо делать массаж.

Обязательно нужно иметь запасных оленей. Их привязывают к последней нарте, в конце всего каравана. В случае чего уставших ездовых меняют на запасных. Таким образом, поездка не занимает много времени в условиях северной зимы.

 

Марина БЕЗНОСОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *